Как открыть туроператора по въездному туризму. Защитить туристов: новые требования к туроператорам

Въездной туризм

Как показывает практика, именно международный туризм, ориентированный на прием иностранных гостей (въездной туризм), дает максимальные прибыли в казну государства и региона. Поэтому необходимо рассмотреть специфику въездного туризма и его теоретические основы, которые наглядно покажут актуальность темы.

В своем историческом развитии российский въездной туризм прошел ряд этапов, характеризующихся как различиями в целях иностранных прибытий, так и особенностями организации национального туристического сервиса. Условно можно выделить стихийный (доиндустриальный), индустриальный, советский, постсоветский и современный этапы. Мы же в свою очередь рассмотрим два последних этапа развития въездного туризма.

Постсоветский этап:

Перестройка и последовавшие за ней кардинальные перемены условий жизни советских граждан сказались и на темпах, и на структуре въездного международного туризма в стране. Ликвидация «железного занавеса», легализация валютных операций и частной предпринимательской деятельности, политическое банкротство, крах и ликвидация Коммунистической партии Советского Союза, дальнейшие развал СССР и провозглашенный российской властью курс на проведение демократических преобразований вызвал огромный интерес к стране со стороны стран-победителей в многолетней холодной войне. Средства массовой информации капиталистических стран бесконечно воспевали проводимые в России реформы, Открылии самые оптимистические прогнозы относительно вливания нашей страны в общемировые капиталистические процессы.

С другой стороны, стремительные темпы инфляции и обнищание россиян, разгул криминала и слабость новой демократической власти, угроза распада России, и локальные конфликты на всем постсоветском пространстве (Карабах, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Чечня), развал национальной промышленности и сельского хозяйства формировали неблагоприятный туристический имидж России как коррумпированного и мафиозного государства с провозглашенными демократическими и капиталистическими ценностями.

Интерес к России проявляли только лишь западные предприниматели, желающие успеть быстро и практически даром захватить как долю емкого внутреннего российского рынка, так и долю бывшей государственной собственности. Частые деловые поездки состоятельных иностранных граждан в Россию (особенно в Москву) стимулировали строительство в столице первых отелей мирового уровня. В 90-х годах в Москве, Подмосковье и других крупных деловых центрах страны сооружаются гостиничные предприятия, входящие в известные гостиничные цепи или работающие по франшизе, полностью ориентированные на обслуживание состоятельной иностранной публики. Стремительное преобладание спроса над предложением гостиничных номеров высокой категории ведет к росту цен на услуги гостиничных предприятий (уже в 1993 году московские бизнес-отели признаны одними из самых дорогих в мире), а также к появлению первых инкаминговых туроператоров (отечественных или зарубежных), профессионально занимающихся организацией въездного туризма в Россию.

Рост частного сектора в инкаминге в период с 1991-го по 1998 год существенно стимулировал въездной туризм, расширил географию и ассортимент въездных туров, создал устойчивый въездной туристический поток в отдельных регионах страны. Однако молодость частного сектора въездного туризма, острая нехватка капитала, нежелание представителей финансовых и промышленных структур инвестировать средства в туристическую инфраструктуру привели к ситуации, когда спрос среди иностранных граждан на отечественные туристические услуги намного превышал предложение на туристическом рынке.

Рост себестоимости туристического обслуживания, стимулированный многократным превышением спроса над предложением, естественно вел к гипертрофированному росту стоимости российского туристического продукта. По средней величине ежедневных затрат туристов, Москва и Санкт-Петербург обгоняли самые дорогие туристические страны (Токио, Гонконг, Париж). Это в свою очередь требовало концентрации инкаминга на производстве наиболее востребованных и популярных туров, использованию в производстве самых известных российских туристических ресурсов (Москва, Санкт-Петербруг, «Золотое кольцо», речные круизы), известность которых способна оправдать растущие цены.

Финансовый кризис 1998 года на короткое время сбил цены на отечественный туристический продукт, но вызванный кратковременным снижением цены рост спроса на поездки в Россию (прежде всего, европейцев) быстро вернул стоимость туристических пакетов на докризисный уровень. А уже с 2001 года цены выросли по сравнению с докризисными на 12-20 %.

Современный этап развития въездного туризма:

Современная ситуация рынка въездного международного туризма в России характеризуется устойчивым ростом количества прибытий иностранных граждан. Хотя, учитывая общемировую туристическую динамику, такой рост, скорее всего, продлится недолго. Дело не в падении популярности России, а в явном несоответствии цены и качества туристического продукта, что недопустимо в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке. Количество повторных, посещений России - одно из самых низких в Европе, а у иностранных граждан складывается отношение к нашей стране как к месту непозволительно дорогого отдыха, который можно позволить себе только раз в жизни. Высокий уровень цен на туристическое обслуживание, нестабильная криминальная обстановка в городах, низкая степень развития туристической инфраструктуры, жесткий и требующий длительного времени для оформления визы пограничный режим отпугивают от России молодежь, семейные пары с детьми, позиционируя нашу страну как место отдыха только пенсионеров, которые более лояльны к неразвитости развлекательной сферы.

Во-первых, что такое “туроператор”. Туроператор (туристический (туристский) оператор) -- организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам. Кроме того, есть функции, которые обязан выполнять туроператор. К ним относятся:

  • · Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.
  • · Составление перспективных программ обслуживания.
  • · Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе
  • · Расчёт стоимости тура и определение его цены с учётом рыночной ситуации и так далее.

По виду деятельности туроператоры бывают:

  • - операторами массового рынка - они продают большое число туристических пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма.
  • - специализированными операторами - они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и так далее).

В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

  • - специального интереса (например, организация сафари в Африке);
  • - специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);
  • - определенной клиентуры (молодежные, бизнес - туры, семейные туры и так далее);
  • - специальных мест назначения (например, турбазы и тому подобное);
  • - использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и так далее);

По месту деятельности туроператоры бывают:

  • - местными (внутренними). Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.
  • - выездными. Они ориентируют турпакеты на зарубежные страны.
  • - операторами на приеме. Они базируются в месте назначения и обслуживают прибывающих туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, туроператоров можно подразделить на инициативных и рецептивных.

В России фирмы-туроператоры вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации и получают уникальный номер, который начинается с кода, зависящего от размера финансового обеспечения туроператорской деятельности.

Что же такое туроператорская деятельность. Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Крупнейшие мировые компании-туроператоры:

  • · Thomas Cook Group
  • · TUI
  • · Bentour International

В России это:

  • · «Bentour International»
  • · «Интурист»
  • · «Русский Экспресс»
  • · «TEZ Tour»
  • · «Пегас-Туристик»
  • · «Капитал Тур»
  • · «Натали Турс»
  • · «Нева»
  • · «S7 Tour»
  • · «Mostravel»
  • · «Anex Tour»
  • · «Академсервис» и др.

И естественно, что к лицам, осуществляющим туроператорскую деятельность, то есть к туроператорам, предъявляют определенные требования.

Наличие у туроператора:

  • · офиса
  • · современных компьютерных технологий и современной информационной техники
  • · профессионально подготовленного персонала
  • · регистрации туристского пердприятия
  • · Наличие сертификата соответствия на безопасность и качество туристских услуг
  • · Окредитации при наличии договора с банком о финансовых гарантиях в соответствии с видами деятельности туроператора

Для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, закон о туризме устанавливает размер финансового обеспечения в размере 10 млн руб. А для туроператоров, занимающихся выездным туризмом:- 100 млн руб. - если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн руб. по данным годовой бухгалтерской отчетности.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, размер финансового обеспечения остался прежним - 500 000 руб.

Перечисленные выше финансовые гарантии введены для деятельности туроператоров в целях защиты прав и интересов туристов, а также лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Наличие у туроператора гарантий подтверждается свидетельством о регистрации в Едином Федеральном реестре туроператоров (при Федеральном агентстве по туризму). Это свидетельство содержит:

  • · Номер и дату выдачи
  • · Наименование органа, выдавшего свидетельство
  • · Наименование туроператора
  • · Адресные данные
  • · Реестровый номер
  • · Вид деятельности туроператора
  • · Вид и размер финансовых гарантий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления туризма в России. Современное состояние туристского рынка и его материально-технической базы в РФ. Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан. Государственное регулирование в сфере въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Современное состояние въездного туризма в РФ, его виды и рекомендации по дальнейшему развитию. Опыт государственного регулирования въездного туризма на примере зарубежных стран, туристские формальности в РФ. Порядок оформления виз для иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2011

    Особенности туристического рынка Казахстана, основные показатели и тенденции его развития. Принципы и приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Современное состояние и проблемы въездного и внутреннего туризма.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2013

    Виды, функции и задачи турагентств. Роль туроператорской и турагентской деятельности на туристическом рынке. Схемы работы туристического оператора по реализации и организации туров. Договор туроператора с турагентом. Работа туроператора с Meet-компаниями.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Теория туризма в малых исторических городах. Анализ туристического рынка в секторах въездного и внутреннего туризма (по сравнению с выездным). Исследовании туризма в малых исторических городах России. Анализ проблем внутреннего и въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Событийный туризм в сфере въездного туризма. Виды событийных туров, технология ее проектирования и формирования. Определение цели и услуг, рамочных условий, установление цены. Торговые марки в индустрии туризма. Информационно-методическое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Характеристика туристического предприятия "Мир вокруг нас", расположенного в городе Новополоцке. Организационная структура и штат, материально-техническая база. Особенности разработки нового продукта в индустрии туризма, его продвижения и реализации.

    отчет по практике , добавлен 14.05.2015

АДМИНИСТРАЦИЯ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей
Управление развития туризма

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИЛИ ЧТО НАДО ЗНАТЬ

НАЧИНАЮЩИМ ТУРОПЕРАТОРАМ И ТУРАГЕНТАМ

Методическое пособие

Как стать турагентом с нуля на дому в России и Украине

Ростов-на-Дону

1. Общие сведения о туристской деятельности, отношения между туроператором, турагентом и потребителем туристских услуг 4

2. Регистрация туроператора и турагента, финансовое обеспечение, порядок внесения сведений в Единый федеральный реестр туроператоров 6

3. Правила реализации туристских услуг 14

4. Требования к организациям, планирующим заниматься приемом иностранных туристов 24

6. Наемный труд и отношения с персоналом 36

7. Налогообложение 42

8. Контроль (надзор) за деятельностью турфирмы. 47

9. Юридическая ответственность турфирмы. Защита прав потребителей при оказании туристских услуг. 68

10. Государственная поддержка начинающих предпринимателей 83

П Р И Л О Ж Е Н И Я 86

Справочная информация 97

Введение
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России во многом зависит от степени развития рынка туристских услуг.

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

— культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;

— активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

— специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

— круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

— деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

В Ростовской области есть все условия для того, чтобы успешно заниматься деятельностью в сфере туризма.

Если вы приняли решение создать турфирму или вы хотите, чтобы ваша фирма занялась туристской деятельностью, надеемся, что настоящее методическое пособие будет для вас источником полезной информации.

1. Общие сведения о туристской деятельности, отношения между туроператором, турагентом и потребителем туристских услуг

Базовый для сферы туризма Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туризме ) понимает под туристской деятельностью 1 туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом - туроператором, а турагентская деятельность - деятельность только по продвижению и реализации турпродукта, при этом турагентом может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Что касается иной деятельности по организации путешествий , то к такой деятельности можно с определенной долей условности отнести деятельность общественных туристских объединений, учебных заведений по организации путешествий. В самом же Законе о туризме понятие иной деятельности не раскрывается. Таким образом, под туристской прежде всего понимается предпринимательская деятельность по оказанию туристских услуг.

Туристский продукт - это именно комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

Туристский продукт может формировать только туроператор , который в конечном счете отвечает за его качество, то есть за качество оказываемых туристу услуг. После того, как туристский продукт сформирован, туроператор может либо сам заняться его продвижением и реализацией, либо поручить это турагенту, заключив с ним агентский договор.

В идеале для конечного заказчика туристских услуг (им может быть как сам турист, так и другое лицо) не должно иметь значения, кто именно «продал» ему турпродукт - туроператор или турагент.
Отношения между туроператором и турагентом
Как это реализовывалось на практике, а теперь стало закреплено законодательно, продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

В тексте Закона о туризме предусмотрены положения, которые должны содержаться в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом:

— условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;

— полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;

— условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;

— порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;

— условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;

— взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Фактически туроператорам и турагентам Закон о туризме оставляет только один вариант сотрудничества - посредством заключения агентского договора (глава 52 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).

Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент - турагент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала - туроператора) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Из такой регламентации отношений между туроператором и турагентом вытекают важные особенности отношений между заказчиком туристского продукта с одной стороны и туроператором и турагентом с другой.

Турист либо иной заказчик туристского продукта заключает с туроператором или турагентом договор о реализации туристского продукта. При этом, в независимости от того, с кем он заключает указанный договор, лицом, оказывающим ему туристские услуги, является туроператор. То есть даже если туроператор не является стороной договора о реализации туристского продукта, именно он является исполнителем по договору, о чем турагент обязан указать в тексте договора (ст. 10.1 Закона о туризме).

Таким образом, фактически турагент выключается из цепочки туроператор - турагент - турист . Это, с одной стороны, для турагента выгодно, так как в случае ненадлежащего оказания услуг претензии будут предъявляться к туроператору. С другой стороны, зачастую крупные туроператоры навязывают турагентам не самые удобные для агентов условия агентского договора.
Подводя итог первому разделу, можно сказать, что в целом система регулирования туристской деятельности в качестве ключевой фигуры такой деятельности рассматривает туроператора.

Статьи

Как стать туроператором по внешнему туризму

Школа молодого эйчара

Если решение открыть турагентство принято, для начала стоит изучить отраслевое законодательство. Правовую сторону турбизнеса регулирует закон N 132-ФЗ от 24.11.96 «Об основах туристской деятельности в РФ».

Согласно документу туризм бывает международным (въездным и выездным) и внутренним, а туристические услуги оказывают туроператоры и турагенты, перейдите сюда как стать туроператором по внешнему туризму.

Туроператоры - юридические лица, самостоятельно разрабатывающие турпродукты (туры), продвигающие и реализующие их. Миссия операторов состоит в том, чтобы турист увидел Париж и… благополучно вернулся домой.

Инструкция: как открыть турагентство на дому

Поэтому закон обязует их иметь финансовое обеспечение в виде банковской гарантии или страхования. Все туроператоры, осуществляющие деятельность по закону, внесены в Единый федеральный реестр, а работающие по организации выездных путешествий к тому же должны состоять в соответствующих объединениях.

Турагенты - юридические лица или ИП, которые являются связующим звеном между туристом и туроператором. Эта сторона продает туры, разработанные туроператорами, и зарабатывает на комиссионных. Отношения туроператоров и турагентов регулируют агентские договоры, в которых оговаривается размер вознаграждения - 5-16% от стоимости проданного тура.

Обязанности турагента перечислены в агентском договоре и, как правило, включают:

Ассоциация туроператоров России требует обеспечить безопасность при организации детского отдыха

Пошаговая инструкция по открытию турфирмы

Менеджер по туризму — специалист, который организует туристические поездки. Профессия менеджера по туризму является одной из интересных сфер деятельности. Она дает шанс побывать в разных уголках мира, и заработать при этом хорошие деньги.

Основная задача менеджера по туризму — помочь выбрать туристу страну и путевку, а также организовать ему полноценный отдых. Специалист консультирует клиентов, оформляет нужные документы, делает страховку, визу, закупает билеты на самолет или поезд, бронирует отели и решает другие задачи для клиента.

Места работы

Должность менеджера по туризму всегда есть в туристических агентствах и у туроператоров.

История профессии

В начале 19 века во Франции в толковом словаре сформировалось понятие «турист» — человек, который ездит в различные страны мира, с целью убить время, или из любопытства. В этот же период начали строиться железные дороги, активно развивалось кораблестроение, начала появляться первая авиация, также из усадеб и других домов стали делать гостиницы и санатории. В результате в начале 20 века туризм стал массовым феноменом, а профессия менеджера по туризму престижной и нужной деятельностью.

Обязанности менеджера по туризму

Должностные обязанности менеджера по туризму состоят в следующем:

  • Привлечение новых клиентов и продажа туристических путевок (обработка онлайн-заявок, входящих звонков);
  • Консультация клиентов, подбор оптимальных туров;
  • Оформление страховок, виз, загранпаспортов и иных документов;
  • Бронирование номеров в гостиницах;
  • Приобретение или бронирование билетов (авиа, ж/д, автобусы и т.п.);
  • Бронирование услуг для клиентов (экскурсии, встреча в аэропорту, аренда автомобилей, питание и прочее).

В обязанности менеджера по туризму также входит решение конфликтных ситуаций с клиентами и контрагентами. Например, если отменят самолет, таможня не пропустит туристов, авиакомпания разместит ребенка и родителей в разные самолеты и многое другое.

Требования к менеджеру по туризму

Основными требованиями к менеджерам по туризму являются:

  • Опыт работы в туризме;
  • Владение ПК;

Иногда выдвигаются и такие дополнительные требования как:

  • Знание основных туристических направлений и курортов;
  • Знание рынка туроператоров;
  • Опыт продаж;
  • Знание иностранного языка (чаще всего, английского).

Образец резюме

Образец резюме менеджера по туризму.

Как стать менеджером по туризму

Если вы хотите стать менеджером в сфере туризма и если вы любите путешествия, то даже без опыта работы сможете легко устроиться в турфирму на должность помощника менеджера. Однако для того, чтобы вести отдельное туристическое направление или организовывать серьезные туры, менеджер по туризму должен знать иностранный язык, уметь продавать, улаживать конфликты и иметь опыт работы в туризме более 1,5 лет.

Зарплата менеджера по туризму

Заработная плата менеджера по туризму обычно состоит из установленной ставки и процента от продажи путевок, и поэтому зависит от числа распроданных туров и от сезона. Доход квалифицированного менеджера по туризму может составлять 80 тысяч рублей, при окладе в 15 тысяч. Средняя зарплата менеджера по туризму составляет 35 тысяч рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Менеджер по туризму».

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Туризм».

5 мая был официально опубликован Федеральный закон № 47-ФЗ от 3 мая 2012 года “О внесении изменений в закон “Об основах туристской деятельности в РФ”, призванный усовершенствовать государственную регламентацию туристской деятельности и повысить уровень социальной ответственности туроператоров и защиты прав отечественных туристов, выезжающих за рубеж. Закон охватывает достаточно широкий спектр отношений в сфере туристской деятельности и разрешает многие, ранее неурегулированные вопросы.

В частности, предусматривается наделение страховых компаний правом предъявления регрессного требования к учредителям компаний в размере выплаченного страхового возмещения в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано действиями туроператора. Однако главной новеллой документа являются положения, предусматривающие создание компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма для финансирования расходов на оказание помощи туристам, оказавшимся в трудной ситуации за рубежом.

В рамках реализации закона предполагается оказание экстренной помощи туристам в случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом на случаи чрезвычайных обстоятельств, а также обстоятельств, обусловленных действиями самих туристов, действие закона не распространяется. Не распространяется его действие и на ситуации ненадлежащего исполнения отдельных услуг, не являющихся туристским продуктом. Следовательно, помощь в подобных случаях оказываться не будет.

Объединение туроператоров

Закон обязывает туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть членами объединения туроператоров. Согласно закону, данное объединение является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц и действует в целях оказания экстренной помощи туристам. При этом такая некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства РФ.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма в течение одного года после дня официального опубликования закона. В течение указанного срока им предоставляется возможность осуществлять свою деятельность, не являясь членами объединения туроператоров.

По закону объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов. Единственным требованием к членству туроператора в объединении является уплата взносов. Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении, не допускается.

Основаниями для прекращения членства туроператора в объединении являются - заявление о выходе в случае прекращения деятельности в сфере выездного туризма, неуплата взносов в компенсационный фонд и ликвидация туроператора. В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа. При прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.

Компенсационный фонд

Главная цель существования и деятельности объединения туроператоров заключается в сборе членских взносов и формировании компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам. Помимо этого объединение обеспечивает оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Также объединение реализует право требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии, а также право требования к туроператорам. Позднее конкретный порядок, сроки и условия оказания туристам экстренной помощи будут определены соответствующим постановление Правительства РФ.

Непосредственно для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров станет формировать компенсационный фонд. Учет взносов в компенсационный фонд будет осуществляться на основании содержащейся в реестре информации об общем объеме денежных средств, полученных туроператором.

Финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке, а годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения туроператоров подлежат размещению на его официальном сайте в интернете.

Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров. Закон не предусматривает возможности освобождения члена объединения туроператоров от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Между тем, Правительству РФ предоставляется право уменьшить размер взноса в компенсационный фонд на очередной финансовый год. Правда, только в случае отсутствия выплат из компенсационного фонда за предшествующий год.

Величина взносов

Взносы в компенсационный фонд должны перечисляться в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Величина взноса не может быть меньше 100 тысяч рублей.

Туроператор, а равно юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере 100 тысяч рублей. В соответствии с законом взнос подлежит перечислению в компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года.

Все средства компенсационного фонда станут размещаться на его отдельном банковском счете, и по ним должен будет вестись отдельный учет. На средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, если такие обязательства не связаны с финансированием расходов на оказание экстренной помощи туристам.

Размер выплаты из компенсационного фонда будет определяться исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам. При этом запрещается расходование средств компенсационного фонда на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Прекращение членства туроператора в данном объединении не является основанием для прекращения расходования средств на экстренную помощь туристам.

Наряду с указанными взносами, закон обязывает туроператоров уплачивать взносы на финансирование расходов, связанных с текущей деятельностью объединения операторов. Их величина устанавливается пропорционально объему денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта.

Одновременно размер взносов не может быть более чем 0,05 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Конкретный же размер взносов и порядок их уплаты будет определяться общим собранием участников объединения при утверждении или изменении бюджета на очередной финансовый год.

Средства, предназначенные для финансирования расходов, связанных с деятельностью объединения туроператоров, обособляются от средств компенсационного фонда. Указанные средства перечисляются на иные банковские счета объединения.

Ужесточение ответственности туроператоров и требований к ним

Наряду с установлением новых обязанностей туроператоров в публичной сфере, поправками предусматривается уточнение их обязанностей и в отношениях с клиентами. Закон четко прописывает, что туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Одновременно туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в интернете. При заключении договора о реализации туристского продукта турист должен быть проинформирован в письменной форме о возможности обратиться за оказанием экстренной помощи. Это производится путем указания сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним, то есть номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты.

Существенные изменения претерпел и размер законного финансового обеспечения для туроператоров. Напомним, сейчас размер финансового обеспечения не может быть менее 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма устанавливаются дифференцированные размеры финансового обеспечения - в 30, 60 и 100 миллионов рублей, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100, 300 или более 300 миллионов рублей по данным годовой бухгалтерской отчетности соответственно.

В соответствии с новыми требованиями, размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, не может быть менее 30 миллионов рублей. Данная величина применяется в случае, если денежные средства, полученные операторами от реализации туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Такой же объем обеспечения предусматривается и для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Обеспечение в размере не менее двенадцати процентов объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, устанавливается для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, если средства, полученные ими составляют более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности. При этом размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма должен быть не менее 500 тысяч рублей.

Юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность в сфере международного туризма не позднее чем через шестьдесят дней после дня вступления в силу нового закона должны иметь финансовое обеспечение в указанном выше размере. В случае невыполнения туроператором указанного требования уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров не позднее чем через пятнадцать дней со дня, следующего за днем истечения срока выполнения туроператором указанного требования.

Так, нарушение туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, согласно закону, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение туроператором порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности грозит наложением штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение же требований законодательства о туристской деятельности в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Юридическим же лицам за подобные нарушения придется заплатить от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.