Как правильно называется аттестация рабочих мест. Фз об аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н , то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8 , ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном .

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий , направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет . То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]> сайте Минтруда ]]> .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

Для чего проводят аттестацию рабочих мест? Как это правильно сделать? С какой периодичностью нужно проводить аттестацию рабочих мест? Какова стоимость данной процедуры? Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в статье


Согласно положениям трудового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, независимо от применяемого ими режима налогообложения должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. А что это такое? Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок). Указанный Порядок содержит требования к проведению аттестации, оформлению ее результатов и их использованию. Вместе с тем отметим, что Минтруд России своим приказом от 12.12.2012 № 590н внес некоторые изменения в Порядок, которые вступили в силу 26 февраля 2013 года. Поэтому при проведении аттестации в настоящее время следует учитывать и эти поправки.


С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Посмотреть бесплатно и скачать Федеральный закон, а также бланки и формы приказов для проведения специальной оценки труда вы можете в предварительно зарегистрировавшись по .


Какие рабочие места подлежат аттестации


До вступления в силу приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н работодателю следовало проводить аттестацию всех рабочих мест. С 26 февраля 2013 года перечень рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации, сокращен. Теперь проводить аттестацию следует только на тех рабочих местах, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка обязательной аттестации подлежат рабочие места, на которых:


Выполняется работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;


Осуществляется эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;


Выполняется работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника и определяемыми аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;


Используется электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;


Хранится, перемещается и (или) применяется сырье и материалы.


Заметим, что обязательной аттестации подлежат как существующие рабочие места, так и вновь созданные в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрения новой техники).


В то же время не подлежат аттестации рабочие места тех сотрудников, чья трудовая деятельность связана исключительно:


С работой на компьютерах;


Эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;


Использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.


Таким образом, рабочие места, на которых используется обычная офисная техника, аттестовывать нет необходимости. Тем не менее, если сам работник или представитель профсоюза обратится к работодателю с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте, организация или ИП будут обязаны ее провести. Кроме того, обязать работодателя провести аттестацию того или иного рабочего места может трудовая инспекция, выдав соответствующее предписание (п. 47 Порядка).


Виды аттестации рабочих мест и сроки ее проведения


В зависимости от срока и основания проведения можно выделить три вида аттестации:


Первичная;


Повторная;


Внеплановая.


Основанием для проведения первичной аттестации рабочих мест является организация нового рабочего места. Происходит это в двух случаях. Первый - создание организации как юридического лица или регистрация ИП. Второй - завершение строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрение новой техники и технологий.


Заметим, что срок, в течение которого должна быть проведена аттестация при создании организации (регистрации ИП), не определен. А вот во втором случае аттестация должна быть проведена не позднее одного года с момента создания таких рабочих мест (п. 4 Порядка).


Повторная аттестация рабочих мест проводится на рабочих местах, на которых по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда. Также повторной аттестации подлежат рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Об этом - пункт 8 Порядка. Подобная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Причем отсчет пятилетнего срока начинается со дня завершения предыдущей аттестации.


Основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест установлены пунктами 47 и 48Порядка. К ним относятся:


Обращение работника о проведении аттестации его рабочего места;

Обращение представителя профсоюза;


Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;


Предписание Роструда или государственной инспекции труда, выданное работодателю;


Приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;


Улучшение условий труда;


Замена производственного оборудования;


Изменение технологического процесса;


Изменение средств коллективной защиты.



Порядок проведения аттестации


Сам процесс проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно разделить на несколько этапов.


На первом этапе определяется состав аттестационной комиссии. В соответствии с пунктом 10 Порядка в комиссию включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, а также аттестующей организации. Представителем работодателя могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.


Функции, которые возлагаются на аттестационную комиссию, перечислены в пункте 12 Порядка. К ним относятся:


Осуществление руководства и контроля за проведением аттестации на всех ее этапах;


Формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативно-правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;


Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, выделение аналогичных рабочих мест и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);


Подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;


Указанные единые справочники утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787


Присвоение номера каждому рабочему месту;


Заполнение и подписание карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в приложениях № 2 и 3 к Порядку);


Подготовка предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;


Разработка по результатам аттестации плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.


На втором этапе руководитель организации или коммерсант издает приказ о проведении аттестации рабочих мест (п. 11 Порядка). Унифицированной формы приказа не утверждено, поэтому работодатель составляет его в произвольной форме, но обязательно указывает:


Состав аттестационной комиссии;


ФИО председателя аттестационной комиссии;


Срок проведения аттестации.


Не забудьте ознакомить с приказом о проведении аттестации всех членов аттестационной комиссии и иных лиц, указанных в нем.


На третьем этапе начинается сам процесс аттестации, который осуществляется работодателем совместно с аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.


К функциям аттестующей организации относится:


Проводить аттестацию может только организация, имеющая аккредитацию

Измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;


Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;


Оформление и подготовка отчета об аттестации.


В соответствии с пунктом 6 Порядка работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.


Итак, процесс аттестации начинается с составления аттестационной комиссией перечня рабочих мест.


Напомним, рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).


Для составления перечня рабочих мест следует использовать штатное расписание и список работников с указанием профессии (должности) и структурного подразделения. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (от 1 до 99 999 999), то есть не более восьми знаков.


Затем аттестующая организация проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она включает в себя:


Оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;


Оценку травмоопасности рабочих мест;


Оценку обеспеченности работников СИЗ;


Комплексную оценку условий труда на рабочих местах.


Возьмите на заметку


Что такое аналогичные рабочие места?


Согласно положениям законодательства при составлении перечня рабочих мест следует выделять аналогичные рабочие места. Выявить такие места можно по совокупности следующих признаков:


Профессии или должности одного наименования;


Выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;


Использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;


Использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;


Одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте;


Одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;


Одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».


Об этом - пункт 12 Порядка.


Все измерения и оценки оформляются протоколом, который подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации, и заверяется печатью (п. 18, 27 и 37 Порядка).


По итогам аттестации с комплексной оценкой условий труда рабочее место может быть признано:


Соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Такое решение принимается, если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ, а также не выявлено несоответствие рабочего места требованиям охраны труда (п. 37 Порядка);


Не соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанное решение принимается при отрицательной оценке хотя бы одного из указанных выше параметров (п. 38 Порядка).


При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателю следует незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).


Оформляем результаты проведенной аттестации


Согласно пункту 44 Порядка результаты аттестации рабочего места по условиям труда аттестационная комиссия оформляет в виде отчета об аттестации. К указанному отчету должны быть приложены следующие документы:


Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;


Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;


Карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;


Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение № 6 к Порядку);


Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение № 7 к Порядку);


План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);


Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение № 9 к Порядку);


Сведения об аттестующей организации (приложение № 10 к Порядку) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестата аккредитации с приложением, который устанавливает область аккредитации испытательной лаборатории, уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, которые оказывают услуги по аттестации);


Протоколы заседаний аттестационной комиссии;


Заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);


Предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии).


Далее аттестационная комиссия в течение 10 календарных дней со дня получения отчета рассматривает его, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.


Этапом, завершающим процесс аттестации, является подписание работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации. На это ему отводится 10 рабочих дней с даты получения итогового протокола заседания аттестационной комиссии. Не забудьте ознакомить с приказом о завершении аттестации всех членов аттестационной комиссии, работников, а также иных лиц, указанных в нем.


Унифицированной формы такого приказа также не установлено, поэтому организация или индивидуальный предприниматель разрабатывает его самостоятельно


После ознакомления с приказом об окончании аттестации всех указанных в нем лиц работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда:


Сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;


Сведения об аттестующей организации;


Сопроводительное письмо на бланке работодателя.


Указанные документы представляются на бумажных носителях и в электронном виде. На подачу документов отводится 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации (п. 45 Порядка).


О порядке передачи сведений об аттестации в ФСС РФ см. статью «Отчитываться по страховым взносам нужно будет по новой форме» // Вменёнка, 2012, № 11

Что грозит за нарушение сроков проведения аттестации


Пунктом 52 Порядка установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию возлагается на работодателя. За достоверность проведения измерений и оценок ответственность возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Так, в случае нарушения порядка проведения аттестации, а также сообщения работодателем недостоверных сведений в инспекцию по труду работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.


Штраф в этом случае составит:


Для должностного лица - от 1000 до 5000 руб.;


Индивидуального предпринимателя - от 1000 до 5000 руб. или приостановление его деятельности на срок до 90 суток;


Приостановление деятельности применяется, если существует угроза жизни и здоровью людей


Организации - от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Обратите внимание: если аттестация рабочих мест проведена после 1 декабря 2010 года неаккредитованной организацией, инспекция по труду вправе потребовать от работодателя повторного проведения аттестации. Об этом - пункт 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193.

Аттестация рабочих мест

Комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско-правового характера. Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению оценки рабочих мест по условиям труда. Аттестующая организация должна являться независимой по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда . В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании .

Функции аттестующей организации

  • осуществление руководства и контроля над всеми этапами проведения аттестации;
  • формирование пакета документации, необходимого для проведения аттестации и организация его изучения;
  • составление списка рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест, указанием трудового процесса и факторов производственной среды, травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовка предложений по приведению наименований должностей и профессий сотрудников организации в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих мест;
  • присвоение каждому рабочему месту индивидуального номера;
  • подписание и заполнение карт аттестации;
  • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в трудовой договор (если необходимо);
  • разработка плана по приведению условий труда в соответствие с требованиями государственных правовых актов в области охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации руководителем организации создается аттестационная комиссия, а также устанавливается график проведения работ по оценке рабочих мест по условиям труда. В состав аттестационной комиссии включаются:

  • представители от работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представители от профсоюзной организации;
  • представители от аттестующей организации;
  • председатель аттестующей комиссии - представитель работодателя.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен в Приказе Минздравсоцразвития России № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 года и предполагает всестороннюю оценку условий труда в соответствии со следующими требованиями:

  • оценка соответствия условий труда гигиеническим требованиям;
  • оценка травмоопасности на рабочих местах;
  • оценка обеспеченности сотрудников средствами индивидуальной защиты;
  • комплексная оценка условий труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

Датой начала проведения аттестации считается издание приказа руководителя организации о проведении оценки рабочих мест по условиям труда, а также утверждение графика проведения аттестации. Аттестация вновь созданных рабочих мест должна проводиться не позднее чем через 60 суток после введения их в эксплуатацию. Аттестация рабочих мест должна проводиться не реже чем раз в пять лет со дня проведения предыдущей аттестации по условиям труда .

Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты проведения аттестации рабочих мест на предприятии оформляются аттестационной комиссией форме отчета об аттестации, в который включаются:

  • приказ об утверждении аттестационной комиссии и график проведения мероприятий;
  • список рабочих мест, подлежащих аттестации;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • сводная ведомость по результатам аттестации рабочих мест;
  • общая таблица классов условий труда;
  • план действий и мероприятий по улучшению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации рабочих мест на предприятии;
  • сведения об аттестующей компании (включая копии аттестата аккредитации и решения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (если имеется в наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях условий труда (если имеется в наличии).

Использование результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест используют в целях:

  • разработки и осуществления мероприятий по улучшению условий труда, а также приведения их в соответствие с действующими законодательными актами в области охраны труда;
  • установления сотрудникам, занятым на вредных производствах сокращения продолжительности рабочего дня, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышения оплаты труда;
  • информирования сотрудников о вредных производственных факторах и рисках для здоровья, а также о мерах защиты и компенсациях;
  • контроля над состоянием условий труда на производстве;
  • оценки производственного риска;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  • подготовки статистических отчетов об условиях труда и компенсациях за работу на вредных производственных объектах;
  • подготовки поименного списка сотрудников, подлежащих обязательным медицинским обследованиям;
  • расчета скидок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • рассмотрения разногласий и вопросов, связанных с обеспечением безопасности сотрудников на рабочих местах;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • медицинского и санитарно-бытового обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • приведения в соответствие наименований профессий с наименованиями, указанными в Едином Общероссийском классификаторе рабочих профессий, должностей и тарифных разрядов;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда на производстве.

Сроки утверждения и регистрации аттестации рабочих мест

После оформления результатов проведения аттестации рабочих мест в организации аттестационная комиссия рассматривает его, в течение 10 дней после поступления подписывает итоговый протокол и передает его вместе с отчетом руководителю или представителю компании. Работодатель в течение 10 дней со дня передачи ему отчета и протокола обязан издать приказ об окончании аттестации рабочих мест по условиям труда и ознакомить с ним всех сотрудников организации под роспись. После проведения аттестации и издания приказа работодатель обязан в десятидневный срок подать отчет в электронном и бумажном виде в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Проведение внеплановой аттестации рабочих мест

Внеплановая аттестация рабочих мест проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • в результате государственной экспертизы условий труда, проведенной с целью оценки качества проведенной аттестации рабочих мест;
  • выполнение мероприятий по приведению условий труда на предприятии в соответствие с действующими нормативными актами в области охраны труда, а также улучшению условий труда;
  • замена производственного оборудования;
  • изменение технологического процесса;
  • замена средств коллективной защиты.

Проведение и оформление результатов внеплановой аттестации рабочих мест осуществляется по тем же требованиям, которые предъявляются к проведению основной - плановой аттестации рабочих мест по условиям труда.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2011 г. N 342н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аттестация рабочих мест" в других словарях:

    Проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Аттестация рабочих мест Энциклопедия права

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие нормативным параметрам конкретного рабочего места, балльная оценка результатов этой проверки и разработка мероприятий по совершенствованию рабочих мест … Большой экономический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - – оценка рабочих мест на основе совокупности технико экономических и организационных показателей для разработки плана организационно технических мероприятий по обеспечению их соответствия современным требованиям к условиям труда и в случае… … Краткий словарь экономиста

    Аттестация рабочих мест - см. Безопасные условия труда … Большой юридический словарь

    АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ - проверка на соответствие действующим нормативным параметрам рабочего места … Энциклопедия трудового права

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК… … Российская энциклопедия по охране труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.… … Официальная терминология

    аттестация рабочих мест по условиям труда - 3.4 аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации