Как снимать timelapse в движении. Таймлапс – это просто! Технология создания клипа

Сейчас на слуху модное слово - TimeLapse или просто по-русски - ТаймЛапс .

Что же такое TimeLapse и для чего он нужен?

Обычно ТаймЛапс использовали в научных целях, чтобы показать быстро процессы, которые происходили долгое время (разрушение пород, выветривание грунта или изменение русла реки и другие длительные природные процессы)

Благодаря цифровым технологиям сейчас TimeLapse превратился в художественный прием, который позволяет подчеркивать динамические процессы.

Не надо думать, что TimeLapse снимают только студии или профессионалы на специальном оборудовании.

В этой статье я поясню, как можно снимать TimeLapse своими руками, в любом месте и как обработать видео в формате TimeLapse с помощью известных программ - Adobe Photoshop, Adobe Premiere Pro.

С чего нужно начинать съемку TimeLapse ?

Сцена!

Вам нужно определиться что именно вы будете снимать.

Обратите внимание, как быстро может меняться сцена съемки.

Например, если вы хотите снимать стену на здании - не факт, что тут что-то изменится даже за день или год 🙂

Например:

  • Строительство - вы можете заснять как будет строиться дом.
  • Парковка - машины будут точно двигаться и менять свое положение.
  • Меняющиеся действия - восход, закат, движение облаков и другие природные явления, которые будут закончены в процессе съемки.

Пример Видео TimeLapse:

При чем, вам даже не нужно выходить их квартиры,чтобы снять ТаймЛапс.

При съемки сцены важно обратить внимание на постановку кадра. Ведь если вы хотите снимать объекты на расстоянии 2-3 км. зритель не сможет понять что именно происходит на далеких расстояниях.
Единственное исключение, если вы будете делать Таймлапс для восхода солнца — то есть снимать дальние планы или очень глобальные объекты - многоэтажки, мосты.

Пример Видео TimeLapse:

Но это не означает, что вам нужно ехать на ту сторону света, чтобы снять TimeLapse.
Вы можете без проблем найти свою сцену для съемки.

Почему бы не попробовать снять очень динамическую сцену, полную цвета и движения?
Вы думаете я про ландшафты? Нет, господа!
Я про то, как растет фасоль!

Посмотрите как это выглядит в режиме TimeLapse —

или второй вариант съемки

С местом съемки вы определились. Давайте разберемся как это работает?

Интервалы съемки

Чтобы вместить в 2-3 минуты неделю съемок - необходимо снимать объект с определенным интервалом. Например вы будете снимать рост ростков фасоли каждую минуту на протяжении недели.

Давайте подсчитаем. Мы будем снимать каждую минуту.

Сколько кадров это будет?

1 час - 60 минут, следовательно 24 часа за 60 минут = 1440 кадров в день.

За неделю это будет 1440 х 7 дней = 10 080 кадров.

В зависимости от интервала съемок вы можете сделать видео плавным, без рывков.

Если вы хотите ускорить TimeLapse – вы можете увеличить интервал съемки - скажем каждые 5 минут.

Кадров конечно будет мало, но по своем опыту видео будет не очень красивое. Объект съемки будет дергаться.

Например, когда я снимал облака, которые практически «застыли» в небе из-за маловетреной погоды я был вынужден увеличивать интервал до 10 минут.

Если же погода начинала меняться и ветер усиливался - у уменьшал интервал съемки до 30 сек.

Конечно, вы можете ускорить ваше видео в процессе монтажа, но обратите внимание, что время интервала должно выбираться с учетом динамики сцены.

Если вы снимаете таймлепс авто-гонок и рост семян - однозначно интервалы должны быть разными.

Хотя порой, длительные интервалы съемок позволяют получить потрясающие видео.

Простая идея для дома: как насчет того, чтобы каждый день снимать ваш сад на протяжении года.

У вас будет всего 363 кадра за год, но эффект будет потрясающий.

Теперь мы знаем,что критичен для проведения TimeLapse — это сцена и интервал съемок.

Оборудование для TimeLapse

Камеры
Чем снимать ТаймЛапс? Любой цифровой техникой.
Цифровой камерой, зеркальным фотоаппаратом, мобильным телефоном или даже экшн-камерой.
Хорошая новость в том, что некоторые из устройств уже имеют в себе опцию по кадровой съемки.
Например экшн камера Sony HDR-AS30VW уже позволяет без проблем делать ТаймЛапс
В своем обзоре экшн камеры Сони я рассказывал

В принципе многие экшн камеры имеют подобную опцию - тоже самая GoPro. Это очень удобно. Вам необходимо в настройках экшн камеры выбрать интервал съемки, качество фото и переключиться в режим TimeLapse.

Учитывая что экшн-камера имеет водонепроницаемых бокс - вы сможете сделать TimeLapse даже под водой. Но не долго, т. к. на долго вам аккумулятора не хватит, а протянуть питание под воду вы не сможете 🙂

Сразу вас расстрою, для длительных съемок с малыми интервалами вам понадобится дополнительный источник энергии. Например это может ноутбук, который подключен к камере через USB. Это полезно если вы снимаете ТаймЛапс на природе и поблизости нет электричества.

Если вы снимаете из окна дома или на балконе - вы можете без проблем провести электричество и постоянно заряжать экшн-камеру. Хватит на дни или даже недели.

Время проведения съемок зависит лишь от размера MicroSD карты и установленного качества кадра.

Если же у вас нет экшн камеры и навороченного фотоаппарата?

TimeLapse в ручную.
В этом случае вы можете сделать TimeLapse даже вручную.
Как это сделать?
Вы можете это сделать даже с помощью мобильного телефона или цифрового аппарата.

Что тут нужно сделать?

1. Надежно закрепить устройство.
2. Отключить все автоматические настройки (авто-фокус, авто-баланс и другие авто-сервисы).

Желательно это сделать, чтобы устройство не начало само менять настройки кадра в зависимости от освещенности сцены.
Кроме того, эти опции очень сильно расходуют ваш аккумулятор.
Более того, для экономии вы можете отключить показ снятых фото. Чтобы не тратить энергию на внешний дисплей.

Теперь вы можете сами нажимать на затвор с постоянным интервалом. Скажем посчитайте до 30 и нажимайте.
Или просто поставьте себе таймер на часах.
Конечно это не очень удобно, вы не сможете сделать такую фото-сессию целый день. Но для маленьких роликов на 2-3 минут должно хватить. Если вы хотите добавить еще эффект движения в процессе съемки ТаймЛапс вам нужно каждый раз передвигать штатив после кадра
Как это сделать - я пояснил на рисунке

Как снимать TimeLapse с помощью зеркальной камерой?
Если же вы хотите сделать качественный Таймлайпс с хорошим расширением вам понадобится зеркальная камера.
Да, конечно - на камере 20 мегапикселов у вас выйдет качественное видео.
Но есть и минусы:
На таймлапс вы будете расходовать ресурс затвора вашей камеры. Стоит этого того или нет — это уже решать вам.
Например затвор камеры Canon 7D которая стоит около 2500 дол. — гарантийное количество: 150 тыс. срабатываний.
Много ли это или мало? Наверное зависит от того, как много вы будете снимать.

Кроме того, не все дорогие зеркальные камеры имеют такую опцию в меню. Если честно, я тоже был удивлен, почему в камерах Canon с ценовым диапазоном от 1 до 2 тыс дол. нет такой мелочи. Точно также, как и панорамные фото. Как сделать панорамные фото - читайте мою следующую статью.
Опция TimeLapse уже есть в некоторых зеркальных камерах, например Nikon d200,300, 700,7000 а также в экшн камерах GoPro, Sony.

Пульт дистанционного управления камерой

Возможно производитель полагает, что настоящие профессионалы хотят сами управлять всеми настройками камеры.

Поэтому вам нужно использовать пульт дистанционного управления камерой. В нем можно задавать интервалы съемки, выдержку и количество кадров съемки.

При этом вам не нужно следить за интервалом съемки, и вы уберете дрожь, которая может возникнуть в процессе нажатия на кнопку пуска. Эти обязанности на себя берет пульт.

В фото-камерах есть специальный отдельный разъем дистанционного управления. Этот разъем не только в дорогих зеркалках. Например у меня 2 камеры разного класса все имеют такой разъем.
Canon G11, Canon EOS 70D.

Фото разъема для подключения пульта дистанционного управления затвором камеры.

Средняя стоимость такого пульта около 20-30 дол на eBay. Есть пульты которые управляют через кабель и разъем - они подешевле. А есть и такие, которые управляют через радио канал.
У вас в руках пульт, а приемник ставится на башмак камеры и управляется дистанционно.
Вопрос в цене и желания.
Привожу пример подобных беспроводных пультов управления —

Питание камеры:

Если вы хотите сделать Таймлапс на природе вам нужно экономить аккумуляторы.
Во-первых отключите все опции, которые сильно расходуют энергию: Wifi , GPS, просмотр снятых фото на дисплее, вообще отключите дисплей.
Для создания качественных фото всегда отключайте автоматические режимы объективов. Это авто-фокус, стабилизация изображения. Иначе если на протяжении дня будут меняться освещенность и двигаться объекты то авто-фокус постоянно будет настраиваться и разрядит вашу камеру.

В какой формате снимать TimeLapse?

RAW или JPEG. Большинство дорогих цифровых камер могут снимать в двух режимах одновременно. Для экономии места я бы отключил JPEG и оставил только формат RAW. На следующем этапе вы сможете улучшить фото и конвертировать этот формат при обработке в JPEG.

Для камер Canon есть специальный переходник Canon ACK-E6 AC , который позволит вам подключить камеру через розетку 220В чтобы подавать питание постоянно.

Цена этого переходника на eBay — китайский — около 12 дол, фирменный, Кэноновский — около 120 дол.

Обращаю ваше внимание, что после подключения адаптера на 220 вольт вам нужно закрыть крышку отсека батарейки, иначе фотоаппарат не будет включаться. Для этого предусмотрен специальный паз на провод питания. Закрыт резиновой заглушкой.

Canon ACK-E6 AC — это простой переходник-адаптер, который просто имитирует аккумулятор камеры (т. е. вставляется в отсек аккумулятора), и на него подается постоянное напряжение через блок питания. Теперь вам не нужно бегать менять аккумуляторы. Фотоаппарат будет работать постоянно. Пусть вам не пугает индикатор питания, что питания нет, а камера работает. Дело в том, что фирменные аккумуляторы позволяют передать эту информацию на камеру. А для этого блока питания такой опции нет. Зато это очень удобно. С таким блоком питания вы можете снимать TimeLapse хоть целый год. 🙂

Штативы, рельсы и много другое

Желательное и обязательно условие. Сразу скажу вам, в любом случае вам нужно будет закрепить камеру. Иначе после того, когда вы соедините все фото в видео - у вас постоянно будет дергаться кадр. Не возможно удержать камере постоянно в одной точке во весь период съемки.

В крайнем случае вам нужно установить камеру на неподвижную поверхность. А если вы еще захотите сделать постоянное движение камеры по заданной траектории — штатив вам будет нужен.

В этом случае вам удастся добиться одинаковой вертикальной высоты камеры при горизонтальном передвижении.

Не берите дешевые алюминиевые китайские штативы, чтобы вашу камеру не сдуло ветром. Лучше купить прочный и тяжелый штатив, чтобы он не шатался в случае резких порывов ветра. В крайнем случае попробуйте его закрепить его - например повесить на него тяжелый рюкзак и или растянуть его на растяжках.

Я использую штатив ManfrottoMK190XPRO4-BH который абсолютно справляется для TimeLapse, панорамных съемок и макро-съемок. В своем обзоре я описал особенности этого штатива тут —

Кстати, для съемок ТаймЛапс я нашел в недрах интернета очень оригинальное решение для движения экшн-камер на базе простого кухонного таймера.
Смотрите видео - как это работает. Идея очень простая, но она работает!
Берем квадратный кухонный таймер на 60 минут. На верхнюю крышку крепим разъем камеры. Устанавливаем камеру, запускаем таймер на 20 минут. Ручка таймера начинает медленно двигаться и мы получаем медленный обход всей сцены. Немного “обработать напильником» и мы получаем классный эффект прохождения камеры по сцене за 2-3 дол. 🙂

Смотрите Видео использования таймера для TimeLapse —

Если вы уже не хотите «обрабатывать напильником» и возиться креплением для камеры - можете уже взять готовые решения. В этом таймере обхода сцены уже есть разъем на камеру и ничего не нужно делать. Цена такой радости - около 15-20 дол. на eBay.

Для совсем продвинутых таймлэпщиков есть специальные рельсы или подвижные тележки, которые можно синхронизировать с камерой. Фото взяты с сайта производителя тележ — www.snailbox.ru

А если вы хотите добиться эффекта «прохождения» камеры во время съемки TimeLapse – вам пригодятся рельсы. Смотрите

Как работают рельсы для съемки TimeLapse — смотрите видео

Ну для очень богатых фотографов есть головки с автоматическим управлением вращения по всех осях.

как это получилось - смотрите видео

Не надо ограничиваться уже стандартными платными дорогими вариантами.
Например я использую тележку для съемки TimeLapse которую мне собрал мне мой сын из конструктора Lego MindStorm EV3.
Плюсы этого решения — это возможность тонкой настройки шагового двигателя и задание траектории движения тележки и ее скорости от самого компьютера. Все это вы можете настроить в детской программе управления конструктором 🙂
Гусеничный ход обеспечивает плавность хода, а шаговый двигатель возможность медленного продвижения тележки. Тележку можно отключать от ПК, т. к. в середине блока есть аккумуляторы или же напрямую управлять через ноутбук. Можно усложнять программу - не только ездить зад и вперед но и можно поворачивать тележку и камеру или поднимать ее на нужный уровень.

Как это работает - смотрите видео.

Дополнительные аксессуары для TimeLapse

Бленда — Если вы планируете проводить фото-съемку в солнечную погоду - возьмите бленду для объектива, чтобы забрать блики от солнца.
Светофильтры — Если же вы хотите снимать на море - возьмите также поляризационные фильтры на объектив.
Карта памяти — Карточку памяти желательно взять 10 класса с размером от 64Гб и выше. Конечно если вы фотографируете в RAW. Да и в модных камерах с 20 Мп. размер фото в формате JPEG будет где-то 15-20 Мбайт в зависимости от размера сжатия. Подсчитайте количество кадров на цикл съемки.
Питание - можно взять несколько аккумуляторов или взять бустер.

Что такое бустер и как он может продлить жить камеры - .

Для экшн-камер может пригодится аккумуляторный банк. Для себя на eBay я взял себе банк на 23 000 mAh – мне хватает с головой. 🙂

Зонтик, плащ - не забудьте позаботиться про технику, если вдруг пойдет дождь.

Как настраивать съемку?

Переключаем объектив в ручной режим (теперь у нас нет автофокуса).

Отключаем стабилизатор на объективе

Выставляем баланс белого в ручной режим.

Устанавливаем диафрагму.

Ставим ISO (зависит от места и времени съемки - нужно пробовать - универсальных рецептов нет)

Кстати, камеры Canon позволяют вам сохранять ваши настройки в режим Custom – C1-C3

Еще раз не забудьте отключить GPS, WiFi – если в вашей камере есть эта функция.

В ночных съемках TimeLapse уменьшайте ISO, чтобы кадры «не шумели»

И самое главное - для начала сделайте несколько пробных кадров и подберите нужные параметры. Иначе запорите все сессию TimeLapse.

Как собрать все фото в фильм в формате TimeLapse?

Вы отсняли все кадры в формате TimeLapse.

Теперь у вас скажем 2500-4000 кадров фотографий.

Как теперь объединить их в один короткий фильм формата ТаймЛапс (TimeLapse)?

Прежде всего, давайте вернемся к основам кино. Чтобы смотреть фильм зрителю показываются в среднем 24 кадра.

Следовательно вам нужно где-то 24 фото-кадра, чтобы получить 1 секунду идеального видео.

Однако это не означает, что вам нужно использовать такой интервал съемки для TimeLapse.

Я например снимал с интервалом 3-5 сек. — результат вы можете увидеть здесь.

Тестовое видео с балкона

Не забудьте включить опцию последовательной нумерации ваших фото в камере. Это нужно для того, чтобы программа правильно собрала все фотки в один последовательный видео ряд.

Какие программы можно использовать для работы с TimeLapse ?
Самые популярные это:

  • Adobe Photoshop
  • Adobe Premiere Pro
  • Adobe After Effects
  • QuikTime Pro
  • Sony Vegas Movie Studio HD

На входе вы загружаете пакет фотографий и на выходе после обработки получаете видео в нужном разрешении и формате.
Не все знают, что возможно даже создать TimeLapse ролик с помощью самой популярной графической программы Adobe PhotoShop.

Как монтировать TimeLapse с помощью Adobe Photoshop — обучающее видео

Привожу видео инструкцию, как сделать TimeLapse с помощью Adobe Premiere Pro

Как монтировать TimeLapse с помощью Adobe Premiere Pro — обучающее видео

После того,когда вы собрали видео - естественное желание добавить музыку к видео. Хотел бы вам напомнить что политика YouTube в последнее время стала очень строга. Я бы не рекомендовал бы вам ставить известные треки и музыку, т. к. через некоторое время Канал автоматически обходит все видео и блокирует их за нарушение копирайта.
Есть 2 варианта - найти бесплатные музыкальные фоны или купить трек у официального правообладателя.

А что делать со смартфонами? Почему их обошли в этой статье?
Возможно вы правы. Телефон всегда находится под рукой.
Если посмотреть Андроид приложения для TimeLapse – то их много.
Я выбрал только бесплатные, с рейтингом больше 4 звезды. .

Почему бы не сделать себе маленький ТаймЛепс пока вы будете на работе.
Загрузите программу и поставьте телефон на окно. 🙂 Сами увидите результат.

Уважаемый читатель - спасибо за прочтение статьи.
Если я что-то пропустил или вы захотите что-то добавить -

Первые фотографические отпечатки появились только в начале XIX века, и, понятное дело, они были статичными. «Подвижные» же изображения, названные кинематографией, возникли лишь в конце XIX века, а развились в многообразные ответвления только в двадцатом. И среди всего многообразия выделилась весьма неординарная область кинематографа, названная изначально цейтраферной (замедленной) съемкой, а годы спустя она заимствовала из английского название "таймлапс".

Основные положения

Нет большой разницы между тем, как снимают Timelapse, и тем, как делалась замедленная съемка во времена использования еще пленочных аппаратов. Основной принцип - пониженная частота кадров по сравнению с реальным временем хода события. То есть то, что длится много часов, может быть показано в течение нескольких минут. Например, раскрытие цветка, появление бабочки из кокона, закат или восход солнца.

А теперь несколько слов о том, как снимают Timelapse. Технологически процесс выглядит следующим образом. Огромное количество кадров снимается с одной и той же точки с одинаковым временным промежутком. К примеру, разница между снимками - одна секунда. Для многих длительных процессов промежуток куда длиннее. Далее кадры монтируются в общий видеоряд, демонстрирующий некое событие.

Варианты съемки

Как снимать таймлапс? Существует два способа. Один из них - покадровый, все тот же цейтраферный, в течение которого в моменты перерыва аппаратура просто отключается и ждет команды на возобновление работы. Через определенный интервал времени она включается и делает очередной снимок. Второй способ того, как снимают Timelapse - обычная видеосъемка, которая впоследствии транслируется на ускоренном режиме. Он дает хорошие результаты только в том случае, когда у вас исходно качественное оборудование, а на съемочной площадке есть хорошее освещение. Обычно применяются оба варианта, но профессионалы считают, что второй более качественный и надежный.

Аппаратура и ПО, без которых не обойтись

Перед тем как снимать таймлапс, придется обзавестись необходимыми девайсами и озаботиться нужными программками. Помимо качественного фотоаппарата (желательно - зеркалки, еще лучше - профессиональной зеркалки) обязательным является штатив для камеры. Иначе вы никак не обеспечите постоянный ракурс для объектива. Придется прикупить и бленду (кто не знает - это или прилагающийся к объективу аксессуар, или специальная насадка на камеру, которая обеспечивает защиту от бликов и засветки при сложном или недостаточном освещении). Запасные батареи (аккумуляторы) питания нужны для длительной непрерывной работы - вряд ли поблизости найдется розетка. И для монтажа - ноут. Если его нет, подойдет пульт, но если все равно что-то из них надо покупать, берите лучше ноутбук, он более функционален. Для окончательного сведения ролика воедино понадобится Adobe After Effect; если фрагментов несколько - скачайте Adobe Premiere; очень даже пригодится Adobe Camera RAW (она является частью программы Photoshop).

Выбор способа съемки

Перед тем как снимать таймлапс, надо оценить условия, в которых будет происходить процесс, и определиться, как правильно его осуществить. Солнечным днем и в отсутствие густой тени от окружающих высоток, снимая, к примеру, бег облаков по небу или движение теней от тех же домов, можно делать видеосъемку. Хорошо бы было, чтобы в функции камеры входило умение снятия HD-роликов. Но если съемка идет вечером или в темноте, лучше делать это покадрово - видео вариант явно будет «запорот». В этом случае придется точно рассчитать временной интервал. Исходим из того, что два часа «реала» нужно уложить в 30 секунд. Тогда фото должно сниматься каждые 9,6 секунд. Однако профессионалы всегда перед тем, как снимают Timelapse, делают пробы. Может быть, понадобится больший промежуток, может быть - более короткий, так что на пробный «прогон» придется потратить где-то полчаса.

Если есть возможность видеосъемки, нужно ею воспользоваться, но при этом помнить, что в большинстве аппаратуры отводится на ролик всего полчаса, так что не забываем возобновлять запись.

Необходимые настройки

Перед тем как снимать таймлапс, на объектив надевается бленда, если, конечно, она не встроенная. Блики только испортят общую картину. Штатив ставится максимально устойчиво: малейшие «проседания» сделают ролик недостоверным. Все посторонние «прибамбасы» лучше вырубить. Камера включается в режим Manual Mode. «Белый» баланс ставится мануальный и до конца съемки не трогается. С ISO придется поэкспериментировать: в зависимости от окружающих условий оно колеблется между величинами 100 и 1280, но никогда не выходит за рамки этих значений. Если не предполагается значительное изменение освещенности, экспозиция обнуляется, если ждете рассвета - выставляется минус 1. Снимать обязательно (настойчиво обязательно!) в RAW. В дальнейшем это поможет в работе с экспозицией, борьбе с шумами и во многом другом.

Тайны и секреты

Если вы сделали пробные снимки, просмотрели их и остались удовлетворены результатом, отключите в своем аппарате кадровый просмотр - сэкономите довольно много энергии. Выставленные установки лучше проверить - и не один раз, иногда ошибки делаются чисто машинально. Основные «косяки»: заряд батареи или забытые запасные батарейки (смотря какая камера в наличии); отсутствие свободного места в памяти камеры или на карте; не создана отдельная папка для съемки - многие потом часами ищут нужные файлы только потому, что валят все в общую кучу и не знают названий файлов.

Как собрать все в единое целое

Когда вы уже отсняли все, что собирались, остался только монтаж. Проследите, чтобы все отдельные части вашего фильма были пронумерованы последовательно. Тем, кто этого не знает: нумерация типа «1, 2, 3…» не подойдет, поскольку файл с номером 11 будет следовать сразу за тем, который пронумерован единицей, так что самый первый должен иметь номер как минимум 01 (а может быть, 001 или 0001) - так вам будет проще потом разобраться, что за чем монтировать. Помните, что помимо After Effect, который вам и «сольет» отдельные составляющее в вожделенное конечное совершенство, категорически необходим Photoshop. Вернее, не сам он, а его приложения, которые к нему будут обращаться. С другой стороны, вы можете пользоваться любой другой монтажной программой, их сейчас невообразимое количество, так что можно подобрать ту, что вам по вкусу.

Облегчение процесса

Прогресс, как известно, не стоит на месте. И все его новые достижения направлены на облегчение наших усилий, приложенных к получению определенного результата. В том числе - и к легкому, доступному созданию качественных памяток. В отношении фото- и киноистории любителям в последнее время на помощь пришла компания GoPro. Настолько сильно облегчить работу фотографам и кинооператорам еще никому не удавалось.

Иногда становится обидно: люди порой тратят годы на то, чтобы стать кинооператорами, в то время как снимать таймлапс на GoPro может даже ребенок. Причем эту камеру не надо оберегать от дождя, она не требует особой мускулатуры для переноски (ибо легкая) и профессиональных навыков и знаний для пользования, так как проста в управлении. Правда, стоит аппаратура такого класса немало - от 11 с половиной тысяч (слава Богу, в рублях) самая простая версия до почти 17 тысяч в "продвинутом" варианте. С дополнительными наворотами цена будет, пожалуй, тысяч до 30 - причем в бюджетном исполнении. Но если хочется получить качественный таймлапс, это ведь не препятствие?

Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на то что сама техника существует уже десятки лет. Раньше таймлапс применялся в основном для съемки и изучения медленно протекающих процессов и использовался в научных целях. Правда называли его по другом — покадровая съемка, съемка с интервалом или цейтраферной съемкой.

Но перейдем к делу. Если кратко, то таймлапс это ролик смонтированный из множества фотографий, сделанных с определенным интервалом и как правило с одной и той же точки. Интервал при этом может быть разным, от секунды до нескольких часов. Это зависит только от того, что вы хотите добиться в конечном итоге.

Подготовка к съемке таймлапса

Подготовка начинается с главного — принятия решения о том, что именно снимать. Один из самых простых и популярных сюжетов, съемка жизни города. Всегда есть динамика, а снимать можно хоть с крыши своего дома, хоть из своего собственного окна. Поэтому если вы решили потренироваться, то начать стоит именно с подобного сюжета. Но если вы хотите сделать что то по настоящему оригинальное и захватывающее, то придется напрячь фантазию.

Самое главное — итоговый ролик должен быть не хаотичным сборищем двигающихся объектов, а полноценным минифильмом с плавным развитием событий.

Таймлапс про Дубай. Съемка городов — один из самых популярных сюжетов для таймлапсов

Timelapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть. Сделать таймлапс на статичных картинках, где ничего не меняется со временем конечно можно, но он мало кому будет интересен.

Поэтому, прежде чем приступить к съемке, трижды подумайте — какая именно динамика будет в кадре. Самое простое что приходит на ум — движения машин, людей, облаков, каких то других объектов. Но динамика может заключаться и в другом. Вспомните научные ролики, которые вы наверняка видели в детстве, ведь это все были таймлапсы, снимающие физические процессы — как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т.п.

Что потребуется для съемки таймлапса?

Во первых фотоаппарат. Вопреки некоторым мнениям, для съемки таймлапса не требуется супер дорогая камера с кучей приспособлений. Нет, конечно те, кто занимается профессионально съемками таймлапса будут утверждать обратное и будут по своему правы. Специальные приспособления и дорогие камеры позволят сделать что то особенное и облегчит работу фотографу. Но снять таймлапс можно и на совсем простую камеру. Это то же самое что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, вам совсем не обязательно иметь исключительно топовую полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и кучу ассистентов.

Итак для начала вам потребуется практически любой цифровой фотоаппарат. Главное, чтобы на нем была возможность делать снимки через определенный интервал. В некоторых руководствах по таймлапсу есть указания что съемка должна соответствовать частоте видео — 24 кадра в секунду. Но это не так. Во первых таких скорострельных камер не так много, во вторых, зачем превращать таймлапс в полный аналог видео? В этом нет смысла. Смысл таймлапса именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту.

Невероятно красивый тайлапс про альпинистов на Эвересте

Другая важная составляющая — пульт ДУ, чтобы минимизировать возможные встряски камеры во время спуска затвора. В идеале — программируемый пульт со встроенным таймером. Пульты можно поискать как оригинальные (Canon, Nikon) так и сторонних производителей.

В некоторых камерах, есть возможность интервальной съемки прямо в настройках камеры. Например такая возможность есть в Nikon d200/300/700/7000, почитайте внимательно инструкцию к своей камере, возможно вы будете приятно удивлены наличием подобной возможности

Если такой функции нет, есть другой путь — можно поискать альтернативные прошивки для вашей камеры, реализующие подобную функцию. Например для Canon, такие прошивки есть на сайте. Но это опасный путь — так как неофициальная прошивка от непонятно кого, может запросто угробить вашу камеру.

Третий путь — подключение камеры к ноутбуку или компьютеру и дистанционное управление ею при помощи фирменных утилит. Например Canon EOS utility. Здесь все зависит от того, имеет ли ваша камера возможность дистанционного управления с компьютера.

Если же ничего из этого у вас нет, то не отчаиваетесь. Вы всегда можете просто аккуратно нажимать на спуск затвора через строго определенный интервал. Да, это нудно, муторно, но «искусство требует жертв». Придумайте сценарий съемки, где вам не потребуется слишком короткий интервал между кадрами и задача существенно упроститься.

Одним из самых необходимых предметов для съемки таймлапса является штатив. Так как если камера сместиться даже не на много, это может привести к катастрофическим последствиям для итогового ролика.

Стоит так же подумать от размере карты памяти, особенно если вы снимаете в RAW и решили создать большой таймлапс на сотни кадров.

Ну а самое главное — иметь терпение. Особенно если вы планируете снимать таймлапс где то за пределами своей уютной квартиры. Учитывайте так же и погодные условия, особенно если вы решили снимать таймлапс зимой или осенью. Ведь вы можете банально замерзнуть, аккумуляторы могут быстро разрядиться на холоде, осенью может неожиданно пойти дождь и намочить камеру, если вы заранее не подумаете о том как ее закрыть.

Как сделать таймлапс. Приступаем к съемке

Итак самый простой способ.
Ставим камеру на штатив и надежно закрепляем. Выставляем настройки экспозиции в ручной режим. Отключаем автофокус. Отключить автофокус очень важно, так как на автомате, камера может сфокусироваться не на том объекте при съемке очередного кадра и на итоговом ролике вы получите «скачек» изображения. Так же стоит отключить все стабилизаторы изображения, они могут только вредить при съемке со штатива. Баланс белого лучше так же перевести в ручной режим, а саму съемку вести в RAW чтобы потом иметь больше возможностей для коррекции ошибок.

Когда все готово, сделайте несколько пробных кадров, чтобы убедиться в том, что экспозиция выбрана верна. Теперь самое важное, это определиться с интервалом. Какую либо точную рекомендацию тут дать сложно, так как интервал может зависеть от множества параметров. Начиная от самой сцены, заканчивая погодными условиями и скоростью ветра (если одним из элементов съемки являются облака).
Поэтому пробуйте и еще раз пробуйте. Начните например с того, чтобы заснять сцену с интервалом 1 кадр в 2-5 сек. Посмотрите что получилось и скорректируйте время. Не стоит делать слишком короткие интервалы. Помните, мы снимаем таймлапс, а не видео.

Если вы снимаете таймлапс в условиях слабой освещенности, то учтите, что интервал между кадрами должен быть как минимум вдвое больше чем выдержка. Например если выдержка 1сек, то интервал должен быть как минимум 2 сек.

Если вы собираетесь кропировать итоговый ролик в соотношение сторон принятое в видео (например 16:9), то учите это при компоновке кадра, так чтобы после кропирования важные детали не оказались за кадром.

Есть один нюанс, называемый «фликер диафрагмы», выражается он в изменении яркости экспозиции между кадрами и связан с техническими особенностями реализации диафрагмы на современных объективах. Для того чтобы снизить влияние данного эффекта попробуйте снимать на полностью открытой диафрагме. Кроме того, опять же стоит снимать в RAW, чтобы в случае возникновения данного эффекта, поправить экспозицию программно, в редакторе.

И последнее, думайте о зрителе. Ему будет скучно смотреть длинный ролик, если в нем не происходит ничего особенно интересного. Учтите это выбирая сюжет и интервал съемки.

Монтаж таймлапс ролика

Остается последний пункт. Как из всех снятых кадров сделать ролик. Первым делом нужно просмотреть все кадры и обработать фото — сделать цветокоррецию, коррекцию экспозиции и т.п. При этом важно, чтобы итоговое изображение на близлежащих кадрах визуально не сильно отличалось по данным параметрам. Если вы на одном из роликов задрали яркость сверх меры или слишком сильно изменили баланс белого — это моментально будет заметно в ролике.

После того как вся серия обработана, надо смонтировать ролик. Для этого подойдет любая программа для монтажа видео, например Adobe After Effects. Загружайте в программу снимки в виде отдельных кадров, накладывайте музыку, эффекты и т.п. Тут так же придется поэкспериментировать, чтобы достичь хорошего результата.

Ну и напоследок, один из самых масштабных и удивительных таймлапс роликов, сделанный из космоса, с борта МКС.

Таймлапс - одна из самых интересных техник фотосъемки длительно текущих процессов для достаточно быстрого просмотра на экране. К таким процессам можно отнести раскрытие цветка, восход и заход солнца, движение людей и автомобилей, строительство. Таймлапс позволяет «ускорить» двухчасовую съемку до одной минуты. Результат, конечно, впечатляет...

Таймлапс (Time-Lapse) представляет собой замедленную кино- или фотосъемку с точным количеством кадров в минуту, которые затем объединяются в один видеоряд.
Раньше таймлапс называли цейтраферной или покадровой съемкой, она считалась очень сложной. Впервые ее использовал французский режиссер Мари-Жорж-Жан Мелье́ в 1897 году в фильме «Carrefour De L"Opera». Сегодня, в век стремительного развития цифровых технологий, эта техника стала гораздо доступнее и легче. Если знать несколько простых правил, сделать неплохой таймлапс сможет даже новичок.

Работайте в ручном режиме

Для этого:

  1. Установите на камере режим «М» (полностью ручной), тогда ваши снимки будут одинаковы по цветам, освещению и так далее;
  2. Установите на объективе режим «MF» (ручной режим фокусировки) и наведите фокус на нужный вам объект, тогда камера не сможет сама менять точку фокусировки и вы избежите искажений на снимке. Или используйте полностью мануальный объектив, тогда вы избавитесь от проблемы с диафрагмой в будущем;
  3. Установите ручной баланс белого, чтобы цвета на всех изображениях были выравнены, или снимайте в RAW, тогда баланс белого вы сможете выставить уже при последующей обработке фотографий или непосредственно при склеивании снимков в видеоряд;
  4. Отключите стабилизатор на камере и объективе.

Вам понадобятся

  1. Крепкий штатив. Надежный штатив, как, например, Manfrotto 55RC, - обязательное условие качественного таймлапса. Если он недостаточно устойчив, даже едва заметное дрожание может погубить все ваши старания. Если же у вас его нет, а это весьма дорогое удовольствие, то придется обязательно нагрузить свой легкий штатив. Наверняка снизу на нем есть специальный крючок? Туда и можно повесить груз; женская сумка с полным «боекомплектом» подойдет;
  2. Чистая карта памяти. Вам, возможно, придется сделать более тысячи снимков в формате RAW, и даже если обойтись обычным JPEG, то это потребует немалого объема памяти;
  3. Пульт дистанционного управления или ноутбук, подключенный к камере. Они используются для того, чтобы не было ни малейшего колебания при ручном спуске затвора, поэтому лучше довериться современным технологиям.

О выдержке и диафрагме

Соотношение выдержки и интервала между кадрами должно быть 2/1, то есть, если выдержка равна 2 секундам, интервал между срабатываниями затвора должен составлять 4 секунды.
Многие профессионалы советуют снимать в режиме «A» (приоритет диафрагмы), а экспозамер выставлять по всему кадру, так как вы неизбежно столкнетесь с фликером - мерцанием яркости от кадра к кадру. То есть, если фотоаппарат вычислил для одного кадра 1/60 секунды, а потом из-за облаков вышло солнце и выдержка стала 1/1000 секунды, то в итоговом видеоряде у вас окажутся подряд светлые и темные кадры и общее изображение будет мерцать. Поэтому рекомендуется использовать ручной режим и снимать каждый кадр с одинаковыми параметрами.

Теперь о выдержке и интервале между кадрами. Как уже говорилось ранее, лучше всего, если выдержка будет вдвое короче, чем интервал между срабатываниями затвора. Иными словами, если интервал равняется 4 секундам, то выдержку надо выставить 2 секунды. Это необязательно, но весьма желательно и объясняется тем, что в кинокамерах есть устройство, называемое обтюратором. Так называется диск, один сектор которого прозрачен. Он вращается со скоростью 24 оборота в секунду и каждые пол-оборота открывает доступ света к пленке, то есть она экспонируется 1/48 секунды при скорости движения 24 кадра в секунду. При такой выдержке быстро движущиеся объекты «смазываются», но мы это воспринимаем естественно. Если она будет больше, то видеоряд таймлапса станет «дерганным», поэтому для обеспечения его плавности нужно ставить выдержку вдвое короче времени между срабатываниями затвора.

Примерные интервалы между кадрами:

Быстрые облака: 1–2 секунды;
- медленные облака: до 10 секунд;
- звездное небо: 20–30 секунд, пауза - 1 секунда.

Не стоит воспринимать это как закон, настройки камеры можно выставить правильно лишь на месте съемки, ведь они зависят от множества источников света, как естественных (солнце, луна, небо), так и искусственных (фонари, фары автомобилей).

О светочувствительности

Не ставьте значение ISO больше, чем позволяет ваша камера. Кстати, камеры сильнее шумят при нагреве, поэтому если вы снимаете таймлапс на солнце, можете накрыть ее и объектив белой или отражающей непрозрачной тканью. Например, для Canon 5D Mark II значение ISO не должно превышать 3200 единиц.

Еще несколько полезных мелочей:

Используйте бленду, чтобы минимизировать количество бликов;
- для экономии заряда аккумулятора отключите функцию просмотра кадров после съемки;
- снимая поздним вечером, уже ближе к ночи, вводите медленную экспокоррекцию.

Съемка ранним утром, днем и вечером

При съемке днем, когда камера предлагает выдержку 1/1000 секунды, лучше использовать затемняющие фильтры, похожие по устройству на поляризационные. Они увеличивают световой поток до ND 400 в зависимости от поворота относительно себя. Если вы хотите снять таймлапс ранним утром, на рассвете, или вечером, на закате, помните о так называемом «золотом часе». Это первый час после восхода солнца и последний - перед его заходом, хотя точная его продолжительность варьируется в зависимости от времени года. Этот временной отрезок, когда солнце находится низко на небе, давая мягкий, рассеянный свет, - отличное время для съемки таймлапса.

Перед съемкой еще раз проверьте все установки:

  • полностью ручной режим на камере;
  • ручной режим фокусировки на объективе;
  • отключенный стабилизатор на камере и объективе;
  • ручной баланс белого;
  • RAW/JPEG;
  • заряженный аккумулятор;
  • свободное место на карте памяти.

Если всё готово, или вам так кажется, сделайте 10–15 тестовых снимков, затем быстро прокрутите их, и если вас все устраивает, то начинайте съемку, если нет, то пробегитесь глазами по этому тексту и посмотрите, что вы забыли сделать или сделали не так.

После того как вы отсняли весь материал, возникает резонный вопрос: а что с ним делать? не вручную же вставлять все кадры в Windows Movie Maker? Для этого существует множество программ, лично я вам советую Sony Vegas, но перед этим лучше произвести в «Фотошопе» пакетную обработку фотографий (вставить ссылку на урок), потому что Sony Vegas не позволит экспериментировать с цветами и светом так, как тот же «Фотошоп».

Создание таймлапса в Photoshop

Шаг 1. Создаем новый проект

В меню «Файл» выбираем «Новый...» и задаем настройки для нашего видеоряда. Разрешение лучше взять HD 1920×1080 24 p.

Шаг 2. Задаем шаг между фотографиями

В меню «Опции» выбираем «Свойства», затем переходим на вкладку «Правка» и в разделе «New still image length» задаем временной промежуток между фотографиями. Для создания таймлапсов лично я использую значение 0.060, что примерно равно 24 кадрам в секунду.
Плавные переходы вам, наверное, не нужны, но, на всякий случай, они скрываются под галочкой «Automatically overlap multiple selected media when added».

Шаг 3. Добавляем фотографии на временную линию

Так как ваши фотографии и так уже пронумерованы в нужном порядке, вам достаточно просто перенести их из окна «Данные проекта» или «Проводник» на временную линию, и они образуют готовый видеоряд.

Шаг 4. Рендер

Многие задаются вопросом: почему их ролики так много «весят» после обработки в Sony Vegas? Ответ на этот вопрос весьма прост: нужно выбирать подходящие кодеки, и размер ваших видео уменьшится с нескольких гигабайт до 100–200 мегабайт.

Итак, в меню «Файл» выбираем «Просчитать как...», в графе «Save as...» отмечаем «Windows media video v11 (wmv)», а в графе «Template» - «6.4 Mbps HD 1080-24 p video». Кнопка «Custom...» позволяет выбрать кодеки для аудио. После этого нажимаем кнопку «Save» и ждем конца рендера.

Если компьютеру не хватает оперативной памяти для обработки, то я советую вам для начала перезагрузить компьютер, отключив программы автозагрузки, или понизить качество выходного видео с помощью понижения битрейта или разрешения до 720 p.

Смотрите подборку и обязательно попробуйте свои силы в этой уникальной технике!

Следите за нашими новостями! Удачи вам!

Что такое таймлапс и как он устроен

Для начала, что же такое тайм-лапс съёмка, или, как было принято называть раньше, цейтраферная съёмка. Камера в обычном режиме делает определённое количество кадров в секунду естественного времени, то есть, того времени, в котором мы живём и которое ощущаем. Мой
может снимать (в зависимости от разрешения, то есть, от величины кадра), в двух различных режимах: со скоростью 30 кадров в секунду и 60 кадров в секунду (реального, конечно же, времени). Чем больше кадров в секунду имеет видеоролик, тем плавнее и менее "рваным" будет переход между кадрами в видео, тем проще будет мозгу воспринимать эти серии снимков как единый непрерывный процесс. Если вы задумываетесь о том, что лучше - 60 или 30 кадров в секунду, скажу, что почти сотню лет на киноплёнку снимали со скоростью 24 кадра в секунду.
Так вот. Таймлапс - это формирование секунды ролика из тех же, скажем, тридцати кадров, но сделанных не в реальном времени, а с определённым промежутком в нём. Так, если вы выставляете в настройках TL Video 1 sec, то камера каждую секунду будет делать кадр, набрав тридцать кадров в буфер, она создаст 1 секунду ролика (реального времени пройдёт 30 секунд), а таймлапс ролик длиною в минуту будет содержать 60х30=1800 кадров, на съёмку которых ушло (1 кадр в каждую секунду) 1800 секунд, то есть 30 минут реального времени.

Если снимать таймлапс с настройками TL Video 2 sec, то минутный ролик будет снят за один час реального времени. Соответственно, чем больше интервал между кадрами в таймлапсе, тем больше реального времени уйдёт на его съёмку. Я ниже табличку приложу - по ней видно, что часовой ролик с частотой кадр в минуту нужно снимать 1800 часов. Это 75 суток, если что.

кадр
таймлапса
каждые
…сек
1 2 3 4 5 10 15 20 25 30 45 60
0,5 0:15:00 0:30:00 0:45:00 1:00:00 1:15:00 2:30:00 3:45:00 5:00:00 6:15:00 7:30:00 11:15:00 15:00:00
1 0:30:00 1:00:00 1:30:00 2:00:00 2:30:00 5:00:00 7:30:00 10:00:00 12:30:00 15:00:00 22:30:00 30:00:00
2 1:00:00 2:00:00 3:00:00 4:00:00 5:00:00 10:00:00 15:00:00 20:00:00 25:00:00 30:00:00 45:00:00 60:00:00
3 1:30:00 3:00:00 4:30:00 6:00:00 7:30:00 15:00:00 22:30:00 30:00:00 37:30:00 45:00:00 67:30:00 90:00:00
4 2:00:00 4:00:00 6:00:00 8:00:00 10:00:00 20:00:00 30:00:00 40:00:00 50:00:00 60:00:00 90:00:00 120:00:00
5 2:30:00 5:00:00 7:30:00 10:00:00 12:30:00 25:00:00 37:30:00 50:00:00 62:30:00 75:00:00 112:30:00 150:00:00
10 5:00:00 10:00:00 15:00:00 20:00:00 25:00:00 50:00:00 75:00:00 100:00:00 125:00:00 150:00:00 225:00:00 300:00:00
15 7:30:00 15:00:00 22:30:00 30:00:00 37:30:00 75:00:00 112:30:00 150:00:00 187:30:00 225:00:00 337:30:00 450:00:00
20 10:00:00 20:00:00 30:00:00 40:00:00 50:00:00 100:00:00 150:00:00 200:00:00 250:00:00 300:00:00 450:00:00 600:00:00
30 15:00:00 30:00:00 45:00:00 60:00:00 75:00:00 150:00:00 225:00:00 300:00:00 375:00:00 450:00:00 675:00:00 900:00:00
60 30:00:00 60:00:00 90:00:00 120:00:00 150:00:00 300:00:00 450:00:00 600:00:00 750:00:00 900:00:00 1350:00:00 1800:00:00

(примечание к таблицам: на пересечении длительности и частоты - время в режиме чч:мм:сс; 25:00:00 - это полные сутки и ещё один час реального времени)

Также из таблицы видно, что есть пары одинаковых количеств времени, потраченных на съёмку.
Например: за час съёмок режим "кадр каждые две секунды" даст минуту видео. И то же время съёмки в режиме "кадр в секунду" даст две минуты видео. То есть, чем реже камера делает кадры, тем быстрее меняется картинка на экране.

Ниже ещё одна таблица, для режимов съёмки с частотой 60 кадров/сек (это в настройках качество видео ; ).

кадр
таймлапса
каждые
…сек
общая продолжительность тайм-лапс видео, минут
1 2 3 4 5 10 15 20 25 30 45 60
0,5 0:30:00 1:00:00 1:30:00 2:00:00 2:30:00 5:00:00 7:30:00 10:00:00 12:30:00 15:00:00 22:30:00 30:00:00
1 1:00:00 2:00:00 3:00:00 4:00:00 5:00:00 10:00:00 15:00:00 20:00:00 25:00:00 30:00:00 45:00:00 60:00:00
2 2:00:00 4:00:00 6:00:00 8:00:00 10:00:00 20:00:00 30:00:00 40:00:00 50:00:00 60:00:00 90:00:00 120:00:00
3 3:00:00 6:00:00 9:00:00 12:00:00 15:00:00 30:00:00 45:00:00 60:00:00 75:00:00 90:00:00 135:00:00 180:00:00
4 4:00:00 8:00:00 12:00:00 16:00:00 20:00:00 40:00:00 60:00:00 80:00:00 100:00:00 120:00:00 180:00:00 240:00:00
5 5:00:00 10:00:00 15:00:00 20:00:00 25:00:00 50:00:00 75:00:00 100:00:00 125:00:00 150:00:00 225:00:00 300:00:00
10 10:00:00 20:00:00 30:00:00 40:00:00 50:00:00 100:00:00 150:00:00 200:00:00 250:00:00 300:00:00 450:00:00 600:00:00
15 15:00:00 30:00:00 45:00:00 60:00:00 75:00:00 150:00:00 225:00:00 300:00:00 375:00:00 450:00:00 675:00:00 900:00:00
20 20:00:00 40:00:00 60:00:00 80:00:00 100:00:00 200:00:00 300:00:00 400:00:00 500:00:00 600:00:00 900:00:00 1200:00:00
30 30:00:00 60:00:00 90:00:00 120:00:00 150:00:00 300:00:00 450:00:00 600:00:00 750:00:00 900:00:00 1350:00:00 1800:00:00
60 60:00:00 120:00:00 180:00:00 240:00:00 300:00:00 600:00:00 900:00:00 1200:00:00 1500:00:00 1800:00:00 2700:00:00 3600:00:00

Видно, что часовой ролик при скорости 1 кадр/минута будет отснят за пять месяцев. Если надумаете снимать на таких настройках - запаситесь повербанками, едой, водой и тёплой одеждой. Ну и не забудьте в комментариях оставить ссылки на снятое вами таймлапс-видео!

Вот пример таймлапс ролика, снятого мною (частота - кадр/500ms, то есть кадр каждые полсекунды. Пятнадцать минут на ветре и холоде. Если бы у меня была такая табличка до начала съёмок - я даже не знаю, стал бы я его снимать).А теперь о слоумо (слоу-мо, слоу моушн) - видеосъемке с эффектом замедления