Ключевые компетенции компании по окнам. Компетенции персонала

Компания Компетенция
Sony Миниатюризация
Federal Express Управление снабжением; маршрутизация посылок и их доставка
Wal-Mart Управление снабжением
Motorola Беспроволочная связь, сжатие цифровых данных, производство дисплеев с плоскими экранами и технология изготовления источников питания, а также быстрые циклы
Merck Разработка лекарственных препаратов
Marriott Управление ресторанами и зданиями
Honda Производство двигателей и электропоездов
ЗМ Производство клеящих материалов, субстратов и новых материалов
EDS Интеграция систем
Hewlett-Packard Измерение, компьютерная обработка данных и коммуникации
Nike Снабжение, качественный дизайн, разработка продуктов, поддержка спортсменов, дистрибьюторские сети

Наиболее распространенным является деление компетенций на материальные и нематериальные (по аналогии с активами). Материальные и нематериальные активы служат в качестве компонентов основы компетенций фирмы; а более неосязаемые элементы, такие как организационные процессы и культура, формируют ее, когда добавляется координированная функция размещения активов и ресурсов . Создание компетенций называют «организационной алхимией», так они строятся на нематериальных, сложно покупаемых и сложно копируемых способностях организаций. Фирме намного сложнее создать новую компетенцию, чем получить доступ к ресурсам и активам. Комплексные человеческие и поведенческие аспекты организации могут быть более сложными не только для имитации, но и для управления и преобразования. Существует три основополагающие формы компетенции: знание, ноу-хау и отношения.

По мнению экспертов, к внутренним и внешним компетенциям компании следует относить только такие факторы, которые обеспечивают ей существенные конкурентные преимущества и не могут быть легко скопированы конкурентами. Как правило, это факторы, для создания которых требуется значительный опыт работы в определенной отрасли. Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие:

  • ноу-хау, уникальные технологии, способность создавать конкурентоспособную продукцию;
  • хорошо отработанные и эффективные бизнес-процессы (управление проектами, управление качеством, сбыт, маркетинг, планирование, бюджетирование, мотивация персонала…);
  • наличие квалифицированного персонала, который достаточно сложно найти на рынке труда и на подготовку которого требуется значительное время.

К внешним компетенциям относятся:

  • наличие устойчивых связей с поставщиками и потребителями (агентами, дилерами и дистрибьюторами);
  • возможности лоббирования своих интересов (наличие связей с органами государственного управления);
  • способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой цене (наличие устойчивых связей с финансовыми институтами и инвесторами).

Типология компетенции

Компетенция Примеры
Независимые активы: материальные и нематериальные Оборудование, строения, товары, программное обеспечение, торговые марки
Познавательные возможности: индивидуальные и коллективные, объясняемые и не выражаемые словами Знания, навыки, ноу-хау, технологии, патенты
Организационные процессы и повседневные операции: связаны с координированным размещением Р.Санчеза, А.Хина и Х.Томаса (1996) Механизмы координирования в организации, объединяющие индивидуальные действия в коллективное функционирование
Организационная структура: может способствовать или препятствовать способности фирмы адаптироваться к определенным изменениям Проектирование структуры организации и ее связей с окружающим миром (поставщиками, клиентами и т.д.)
Тождественность: может способствовать или препятствовать адаптационным возможностям фирмы Поведенческие и культурные характеристики. Признаки тождественности: резделяемые всеми ценности, убеждения, ритуалы и табу.

Четкое понимание ключевых компетенций дает возможности создания нового конкурентного пространства, разработки новых видов бизнеса. Это позволит избегать «тирании обслуживаемого рынка». Добиваться только паритета с конкурентами явно недостаточно; компании должны все время двигаться от удовлетворения потребностей к их предвидению; к тому, чтобы вести потребителей за собой; от сфокусированности на ключевом виде бизнеса к диверсификации вокруг ключевых компетенций.

Таким образом, стратегия компании должна быть направлена на создание и усиление своих компетенций, а также развитие ее динамических способностей.

Лекция 10.Основные типы стратегий бизнеса (стратегическая модель Портера). Содержание и отличительные черты деловых стратегий. Стратегия лидерства по издержкам: сущность, необходимые рыночные условия, основные риски применения. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей. Аутсорсинг как метод управления цепочкой ценности.

Стратегия на уровне бизнес-единицы обычно определяет, каким образом следует действовать в конкурентной среде в рамках своей отрасли, чтобы добиться успеха.

«Стратегия конкурентной борьбы, – пишет Портер, – это оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочных позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и тем самым на получение более высоких доходов от инвестиций». Разработка стратегии имеет три грани: решение вопроса о том, где фирма имеет наибольшие шансы выиграть конкурентную борьбу; разработка таких характеристик предлагаемой продукции, которые способны привлечь покупателя и выделить компанию из среды других конкурентов; нейтрализация конкурентных мер противников.

Хотя Портер признает, что компании продемонстрировали много разных способов достижения этой цели, он настаивает на том, что превзойти другие фирмы можно всего лишь с помощью внутренне непротиворечивых и успешных стратегий. Вот эти типовые стратегии.

  • 39. Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
  • 40. Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
  • Выручка (платежи от покупателей)
  • Издержки на ресурсы, Нормальная прибыль
  • 42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
  • 43. Место и назначение потребителя в рыночной экономике
  • 3. Аналитическим
  • 44 Макроэкономика, её важнейшие показатели. Система национальных счетов (снс).
  • 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
  • 46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
  • 47 Рынок труда: занятость и безработица.
  • 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
  • 49 Инфляция - многофакторный процесс. Антиинфляционные меры.
  • 50 Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
  • 51. Рынок ценных бумаг и его регулирование. Фондовый рынок.
  • Финансовая система и ее структура. Типы фискальной политики.
  • Госбюджет, бюджетный дефицит и государственный долг. Пути преодоление бюджетного дефицита и госдолга.
  • Внешняя торговля. Платежный баланс. Уровень участия России в мировой торговле в современных условиях.
  • 05.08.2010 21:16:41 Рф ужесточит позицию по мясным квотам на переговорах с вто – Медведков («риа Новости», 04.08.2010).
  • 23.07.2010 21:00:41. Вто: Россия лидирует в торговле сырьевыми товарами («Голос России», 23.07.2010).
  • Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
  • Всемирная торговая организация (вто): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
  • 57. Международное движение капитала и последствия утечки капитала из России.
  • 58. Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
  • 59. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
  • 60. Ввп и способы его измерения.
  • 61. Набор, отбор и наем персонала
  • 62. Кадровая политика организации.
  • 63. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
  • 64. Цели и функции системы управления персоналом.
  • 65. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
  • 66. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
  • 67. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией. Цели и этапы адаптации.
  • 68. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.
  • 69. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции
  • 70. Оценка деятельности кадровой службы.
  • 71. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
  • 72. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
  • 73. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
  • 74. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
  • 75. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
  • 76. Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
  • 77. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
  • 78. Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
  • Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий
  • 79. Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
  • 80. Сущность и классификация мотивационных теорий.
  • 81. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
  • 82. Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции м.Портера.
  • 83. Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
  • 84. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
  • 85. Анализ движущих сил конкуренции и ключевые факторы успеха в отрасли.
  • 1. Кфу, основанные на научно-техническом превосходстве:
  • 2. Кфу, связанные с организацией производства:
  • 3. Кфу, основанные на маркетинге:
  • 4. Кфу, основанные на обладании знаниями и опытом:
  • 5. Кфу, связанные с организацией и управлением:
  • 6. Возможно выделение и других кфу, например:
  • 86. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
  • 87. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
  • 88.Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
  • 89. Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
  • 90. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета
  • 91 . Финансовый менеджмент как система управления.
  • 92. Система показателей учета и отчетности, используемая в финансовом менеджменте
  • 93. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет
  • 94. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования
  • 95. Выбор стратегии финансирования оборотных активов
  • 96. Управление запасами предприятия и их оптимизация.
  • 97. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений
  • Irr больше wacc (средневзвешенная цена капитала)
  • 98. Управление дебиторской задолженностью.
  • 99. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки
  • 100. Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности
  • 88.Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.

    Ключевая компетенция – такой набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, нетипичные для большинства участников рынка. Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры рынка и делает очень устойчивой при ожесточении конкуренции.

    Критерии ключевой компетенции:

    Значимость для потребителей (потребители готовы за нее платить, она создает большую часть воспринимаемой потребителем ценности)Уникальность (трудность в достижении другими компаниями).

    Возможность совершенствования (при появлении новых требований рынка компетенция может быть использована после определенного видоизменения).

    Сотрудничество (компетенция может явиться результатом уникального взаимодействия ряда партнеров, организации и потребителей…).

    Компетенция базируется на знаниях (а не является следствием уникального стечения обстоятельств).

    Оценку внутренней среды фирмы - ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализ . Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании. Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также являться результатом создания альянса или совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании. Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

    Когда внутренние сильные и слабые стороны компании выявлены, оба списка должны быть тщательно изучены и оценены. Некоторые сильные стороны компании более важны, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе, в формировании ее стратегии.

    SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны - это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны - пассивы.

    SWOT–анализ (по-русски его иногда называют ССВУ-анализ - по первым буквам ключевых показателей)- качественный анализ перспектив, включающий описание:

    С ильных сторон (S trengths) фирмы

    С лабых сторон (W eaknesses) фирмы

    В озможностей (O pportunities), предоставляемых внешней средой

    У гроз (T hreats), предоставляемых внешней средой

    Сильные и слабые стороны описывают внутреннюю среду фирмы, а возможности и угрозы - всю внешнюю по отношению фирме среду.

    На практике применяется несколько различных форм проведения SWOT-анализа:

    1) Экспресс-SWOT-анализ - наиболее часто встречающийся (в силу простоты проведения) вид качественного анализа, позволяющего определить, какие сильные стороны нашей организации помогут бороться с угрозами и использовать возможности внешней среды, а какие наши слабые стороны помешают это делать. Этот вид анализа любят показывать в некоторых бизнес-школах, поскольку схема его проведения имеет несомненное достоинство: она очень наглядна и проста. Однако на практике эта методика имеет недостатки: в пункты всех клеток таблицы попадают только самые очевидные факторы, и даже при этом часть этих факторов исчезает в перекрестной матрице, поскольку не может быть использована.

    2) Сводный SWOT-анализ , в котором должны быть представлены основные показатели, которые характеризуют деятельность фирмы в текущий момент и намечают перспективы будущего развития. Поэтому его следует делать не "ДО" и не "ВМЕСТО", а только ПОСЛЕ проведения всех остальных видов стратегического анализа. Достоинством такой формы проведения анализа является то, что он позволяет в некотором приближении дать количественную оценку тех факторов, которые были выявлены (даже в тех случаях, когда объективной информации об этих факторах у фирмы нет). Еще одним достоинством является возможность (на основе проведения всех видов стратегического анализа) сразу перейти к выработке стратегии и разработать комплекс мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей. Очевидным недостатком является более сложная процедура проведения анализа (в ходе стратегических сессий, в которых участвует топ-менеджмент фирмы, она может занять 1-2 дня в зависимости от глубины проработки факторов).

    3. Смешанный SWOT-анализ - это попытка совместить первую и вторую формы проведения анализа. Для этого предварительно проводятся как минимум основные три вида стратегического анализа (обычно это STEP-анализ, анализ по модели "5 сил" Портера и анализ внутренней среды по одной из методик). Затем все факторы объединяются в единые таблицы, из которых формируется перекрестная матрица (как в экспресс-форме). Количественная оценка факторов обычно не производится. Достоинством этой формы является глубина анализа. К недостатку следует отнести психологический фактор: на практике очень часто дело заканчивается построением красивой матрицы и самоуспокоением ("ну, теперь мы знаем, чего нам ждать и чего бояться, так что больше нам ничего не нужно"), либо забвением всех факторов, вошедших в большую SWOT-таблицу: перед глазами и в памяти остаются только те факторы, которые вошли в матрицу.

    Методология проведения SWOT-анализа

    Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует “...переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы)”.

    Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рис. 2).

    Рис. 2. Матрица первичного стратегического анализа.

    В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны вашего предприятия, а также рыночные возможности и угрозы:

    сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.; -

    слабые стороны предприятия - это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока не удается осуществить по сравнению с другими компаниями, ставящее вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.; -

    рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т. п.; -

    рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества.

    В качестве примера можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т. п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все благоприятные обстоятельства, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

    Важный момент: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.

    Правила проведения SWOT-анализа

    Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и принесет мало пользы для тех менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. К примеру, фокусирование SWOT-анализа на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

    Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

    Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет считаться таковой лишь в случае, если ее признает рынок. Например, качество продукта будет сильной стороной, только если оно выше, чем у продуктов конкурентов. В итоге, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что трудно будет разобраться, какие из них являются главными. Во избежание этого, преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.

    Правило 4 . Будьте объективны и используйте разностороннюю входящую информацию. Понятно, что не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен как можно в большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

    Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто качество SWOT-анализа страдает от наличия утверждений, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

    Важный момент: очень часто SWOT-анализ рассматривается менеджерами как некий декларативный (или отчетный) инструмент, призванный показать правильность выбранного пути и мощь потенциала компании. Хотя, истинной задачей SWOT-анализа, как глубоко внутреннего инструмента компании, работающей на рынке с плотной конкуренцией, является выявление проблемных полей организации по сравнению с конкурентами в проекции возможностей и угроз внешней среды. Поэтому результаты данного анализа не декларируются на общих собраниях и не являются отчетом о проделанной работе, а являются, прежде всего, базой для разработки ведущими специалистами компании взаимосвязанного комплекса стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т. д.

    "

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Анализ существующих и разработка новых методик выявления ключевых и отличительных компетенций компании. Идентификация компетенций предприятия, их разновидности в ресурсной теории. Различные взгляды на природу ключевых и отличительных компетенций.

      курсовая работа , добавлен 27.03.2016

      Модель компетенций: структура, стандарты качества, этапы создания и применение. Возникновение профессии риелтор, специфика его работы и должностные обязанности. Подходы к выявления ключевых компетенций. Ключевые цели и задачи деятельности риэлтора.

      дипломная работа , добавлен 04.08.2012

      Идентификация ключевых компетенций для успеха в полиграфической отрасли и формирование конкурентных возможностей фирмы ООО "Галеон". Стратегия широкой дифференциации как основа конкурентного преимущества, эффективность ее применения в организации.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2011

      Сущность понятия "ключевые показатели эффективности", правила их определения. Основные базовые компетенции, их типичные названия. Стратегия, ценности и тип корпоративной культуры как основные источники для базовых требований. Принципы системы требований.

      реферат , добавлен 19.03.2013

      Отличительные черты американской, британской, немецкой и французской моделей компетенций. Особенности ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций руководителя. Определение наиболее важных качеств менеджера.

      курсовая работа , добавлен 25.09.2014

      Характеристика организации, структуры управления, особенностей работы. Миссия и цели ПАО "Фармстандарт". Организационная структура предприятия. Построение корпоративной модели компетенции. Методы, использованные для оценки корпоративных компетенций.

      курсовая работа , добавлен 02.06.2016

      Понятие и структура организационной культуры, ее основные модели и процедура формирования. Ключевые элементы организационной культуры гостиничного предприятия. Анализ и направления совершенствования этой сферы (на примере гостиницы "Севастополь").

      курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Термин «ключевые компетенции» стал широко известен после публикации работ Г. Хэмела и К. Прахалада . Они дают ему два определения.

    Первое – это «навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять потребителям фундаментальные выгоды».

    Второе – набор умений и технологий, накопленные организацией знания и опыт, которые становятся основой успешной конкуренции.

    Компетенция компании появляется в результате длительной работы, тщательного отбора персонала, накопления необходимых знаний и навыков, организации коллективного труда для достижения высокой производительности.

    Когда все эти показатели достигают достаточно высокой степени, можно говорить о том, что компания перешла на более высокий уровень качества, т.к. при прежних издержках знания и опыт трансформировались в подлинную компетенцию, превратились в конкурентную возможность, которую заметили потребители.

    Особенности ключевых компетенций

    Конкретная ключевая компетенция всегда индивидуальна, т.к. присутствует только в рамках одной бизнес-системы с присущим только ей индивидуальным набором ресурсов и способностей.

    Ключевыми компетенциями для компании могут стать:

    Знание потребностей рынка и умение регулярно получать это знание;

    Способность реализовать на практике предложения, необходимые рынку;

    Способность постоянно наращивать и развивать свою ключевую компетенцию.

    Ключевые компетенции создаются за счет качественного управления трудовыми ресурсами, базами знаний и интеллектуальным капиталом, а также за счет координации и объединения усилий рабочих групп, подразделений и внешних партнеров. При этом компетенции компании должны быть гибкими, чтобы обеспечить соответствие любым требованиям рынка.

    Конкурентное преимущество

    На сегодняшний день стандартные компетенции имеют большинство компаний, поэтому они не могут стать залогом успешной деятельности.

    Для успешной конкуренции необходимо сформулировать ключевую уникальную компетенцию, которая позволит компании, во-первых, решать задачи, недоступные для большинства других игроков рынка, во-вторых, установить новый стандарт деятельности в отрасли и тем самым обеспечить конкурентное преимущество.

    Под конкурентным преимуществом понимается совокупность характеристик компании, которая позволяют при меньших, чем у конкурентов, издержках выпускать товары, которые имеют для потребителя большую ценность. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества, среди которых предложение качественных товаров или услуг по низким ценам, высококачественных товаров по высоким ценам, товаров с оптимальным сочетанием цены, качества, потребительских свойств, уровня обслуживания и т.д.

    Факторы, формирующие конкурентное преимущество

    Факторы, способные обеспечит конкурентное преимущество, подразделяются на внутренние и внешние.

    К внутренним относятся:

    Эффект масштаба;
    - эффект опыта;
    - эффект концентрации;
    - эффект ресурсосберегающих технологий;
    - эффект синергии ;
    - эффект вертикальной интеграции.

    К внешним относятся:

    Совершенствование составляющих цепочки ценности по Портеру;
    - совершенствование сегментирования рынка;
    - совершенствование составляющих расширенной концепции товара.

    Преимущества ключевых компетенций

    Ключевая компетенция имеет следующие преимущества:

    Значима для потребителей, которые готовы платить за компетенцию как за большую часть приобретаемой ценности;
    - способна изменяться и подстраиваться под новые требования рынка;
    - уникальна, мало вероятно, что ее смогут повторить конкуренты;
    - основана на знаниях, а не на стечении обстоятельств;
    - связана с несколькими видами деятельности или продуктами;
    - актуальна, т.к. соответствует стратегическим устремлениям рынка и компании;
    - дает возможность партнерства для создания новой ключевой компетенции;
    - ясность и доступность формулировки компетенции дает возможность для однозначного толкования.

    Ссылки

    Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

    Мы представляем очередную статью для собственников и руководителей (не hr), раскрывающую еще один аспект оценки персонала. В ней мы остановимся:

    • на том, что такое компетенции;
    • видах компетенций;
    • на применении компетентностного подхода в ;
    • этапах внедрения компетенций;
    • преимуществах, которые получает компания, формулирующая компетенции.

    Что такое компетенция?

    Для внедрения системной оценки персонала необходимы четкие критерии. Большинство методов сводится к оценке эффективности (результатов труда) сотрудника и набору его личностных качеств. Одним из ведущих является компетентностый подход.

    Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

    Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью.


    Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2 B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:

    • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
    • вариативность в предложении альтернатив;
    • развитые навыки аргументации и т.д.

    Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением. А это уже другая компетенция — «Ориентация на результат».

    И таким образом можно сказать, что каждую деятельность можно описать облаком критериев — моделью компетенций. Причем, для каждого бизнеса компетенции будут уникальными, отражающими его специфику. Вот почему мы рекомендуем разрабатывать собственные компетенции.


    Вам могут быть полезны наши услуги

    Поведенческие индикаторы компетенции

    Как уже раскрывалось выше в примере с «Ведением переговоров», компетенция состоит из простых составляющих — конкретных пунктов, содержащих описание действия. И эти составляющие называются поведенческими индикаторами. Именно на основании поведенческих индикаторов строится оценка персонала с применением или структурированного интервью.

    Но это еще не все, необходимы уровни проявления компетенций.

    Шкала развития компетенций

    Для того, чтобы описать качество действия сотрудника, задать эталонные значения и иметь возможность сравнивать с ним проявленное поведение, существует шкала развития компетенций. Это уровни, описывающие качество поведения. И шкала по уровням может быть разная. Например, 4 уровня (также возможны промежуточные значения — «половинки»):

    • 0 — компетенция не проявлена/отсутствует;
    • 1 — уровень базового развития;
    • 2 — уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях;
    • 3 — уровень мастерства (эталон, возможность трансляции).

    Грубо говоря, шкалу развития компетенций можно представить в виде градусника «плохо-хорошо». В соответствии с этим «градусником», оценивается сотрудник.

    Существует несколько вариантов описания уровней компетенций. В приведенных ниже примерах видны различия. Можно предположить, что и создавались они для разных методов оценки.

    Пример описания компетенции: перечисление всех поведенческих индикаторов и уровни со значениями для деятельности сотрудника.

    Формулирует видение конечной цели. Организовывает окружающих/ формирует группу «последователей». Эффективно мотивирует людей в командной и индивидуальной работе. Поощряет коллег и подчиненных к выдвижению инициатив и самостоятельности. Делегирует полномочия и ответственность с учетом индивидуальных особенностей подчиненных и их карьерных устремлений. Уделяет внимание и время развитию подчиненных. Высказывает и отстаивает собственную позицию по решаемым вопросам. Предоставляет и запрашивает обратную связь.
    А Исключительно высокий уровень развития компетенции (2) Компетенция выражена ярко, сотрудник является эталоном применения данной компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешать кризисы, быть транслятором собственного опыта.

    B Высокий уровень развития компетенции (1,5) Сильный уровень развития компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в сложных, нестандартных ситуациях.

    C Стандартный уровень развития компетенции (1) Требуемый уровень развития компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов во всех базовых рабочих ситуациях.

    D Уровень развития компетенции ниже стандартного (0,5) Компетенция проявляется частично.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов только в хорошо знакомых рабочих ситуациях, действовать по существующим алгоритмам и инструкциям.

    E Низкий уровень развития компетенции/ компетенция не проявлена (0) Компетенция не проявляется.

    Уровень развития компетенции не позволяет сотруднику достигать результатов даже в хорошо знакомых рабочих ситуациях.

    Пример компетенции с расширенным описанием поведенческих индикаторов на каждом уровне.

    Балл Уровень Описание поведенческих индикаторов
    4 Стратегический В дополнение к уровню 3:

    — Устанавливает такие правила работы группы, при которых дает возможность каждому проявить себя, оставаясь при этом лидером

    — Обеспечивает принятие группового решения, которое ориентировано не только на «здесь и сейчас», но и на будущее

    3 Уровень мастерства В дополнение к уровню 2:

    — Мотивирует группу на выполнение цели, вдохновляет, влияет на настрой группы

    — Ориентирует других участников группы на активную работу в группе

    — Предлагает решение, которое принимает группа

    2 Базовый — Берет инициативу на себя

    — Взаимодействует с каждым членом команды, основываясь на индивидуальных особенностях личности

    — Нацеливает группу на достижение результата, возвращает группу к результату

    — Организует работу группы, предлагает приемы и процедуры работы группы

    — Берет ответственность за результат на себя

    — Способствует разрешению конфликта

    1 Ограниченный — Берет инициативу на себя по требованию других участников группы, по указанию наиболее активного члена группы

    — Проявляет инициативу, но не может добиться внимания участников

    — Организует работу отдельных участников группы

    — Затрудняется обосновать свое мнение при попытке организовать работу группы

    0 Уровень некомпетентности — Оказывает неконструктивное влияние на команду, перебивает, критикует, обесценивает позицию других

    — Проявляет безразличие к результатам групповой работы

    — Самоустраняется от организации групповой работы, действует только по указаниям

    — Не вступает во взаимодействие с участниками группы

    — Провоцирует конфликты в группе

    Принято еще применять термин «целевой показатель», которым задают значение проявления компетенции для данной целевой аудитории. Например, для руководителя топ-уровня компетенция «Стратегическое мышление» должно быть проявлено на уровне «2». Тогда как значение для руководителя подразделения целевой показатель составит «1,5».

    По полученной оценке можно судить о потенциале сотрудника, необходимости развития, пригодности к данной деятельности и т.д.

    Виды компетенций

    Надо сказать, что это условная классификация. Скорее, это разделение для обозначения «сферу применения» компетенций. Ведь в процессе своей деятельности человек использует множество интегративных качеств. Например, руководитель, проводящий совещание, «использует» одновременно несколько своих компетенций — разных видов.

    Но все же иногда можно встретить деление компетенций на кластеры:

    • управленческие
    • коммуникативные
    • корпоративные (ценностные)
    • профессиональные (технические)

    Управленческие компетенции

    Управленческие компетенции описывают действия руководителей в процессе принятия решений и общения с подчиненными. Также это компетенции, описывающие качество его поведения — часто «Лидерство».

    Примеры управленческих компетенций:

    • Стратегическое (или системное) мышление
    • Планирование (и организация или контроль)
    • Развитие подчиненных
    • Мотивация
    • Лидерство

    Коммуникативные компетенции

    Это описание качества поведения в процессе коммуникаций внутри компании и с внешними партнерами.

    Примеры названий коммуникативных компетенций:

    • Ведение переговоров
    • Межличностное понимание
    • Влияние

    В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция).

    Корпоративные компетенции

    Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию — Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании. Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции.

    Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:

    • Ориентация на результат
    • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
    • Работа в команде

    Профессиональные (технические) компетенции

    Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей. Например, для направления IT или бухгалтеров.

    Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций — достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими.

    Применение компетенций — оценка персонала

    Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

    • ассессмент центр — наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
    • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон — подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

    Разработка компетенций

    С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

    Надо признать, создание модели компетенций — затратное по времени (и часто по бюджету) начинание. Как правило, внутренние специалисты, простите за каламбур, не обладают достаточной компетентностью для качественного описания компетенций. Основными ошибками можно назвать нечеткость формулировок, пересекающиеся поведенческие индикаторы (встречающиеся в разных компетенциях). И тратится на эту работу много времени.

    Конечно, можно использовать универсальные компетенции. Например, многие компании берут за основу труды компании «Ломингер» и немного их модифицируют под себя. Но, если стоит задача качественной передачи специфики бизнеса, без формулирования собственной модели не обойтись. И в этом случае лучше обратиться к провайдерам.

    Разработка модели компетенций. Основные этапы

    Основными этапами проекта разработки модели компетенций можно назвать:

    1. Определение цели и задач (для чего формулируем и как будем применять), методологии разработки.
    2. Формирование проектных(ой) групп(ы) с привлечением максимально возможного количества участников. Это позволит в дальнейшем снизить сопротивление сотрудников. Группы могут быть совершенно разными по направленности и времени существования.
    3. Непосредственно разработка компетенций.
    4. Тестирование с помощью фокус-групп и оценочных процедур.

    Формирование компетенций. Методы

    Наиболее известными методами разработки компетенций считаются:

    • Метод репертуарных решеток — анализируется поведение наиболее эффективных сотрудников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится чаще в виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
    • Метод критических инцидентов строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
    • Метод прямых атрибутов — самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.

    Внедрение модели компетенций

    Внедрение модели компетенций происходит по классике управления изменениями. Если упростить модель, то основными зонами внимания можно считать следующие:

    • Необходимо создать мотивацию к использованию компетенций. Показать сотрудникам, что это станет инструментом их обучения и возможностью развиваться в компании. А руководителям позволит более обоснованно принимать решения. И происходить это может в ходе проведения пилотных оценочных процедур на примере стандартных (неадаптированных под компанию) компетенций.

    Кстати, именно такой вариант мы предлагаем клиентам, когда в компании нет своей модели — с чего-то начать. Запустить процесс. Показать хотя бы на уровне одной группы или целевой аудитории, что оценка персонала по компетенциям это «не страшно, а полезно».

    В этом случае мы реализуем, например, Лайт-ассессмент, по результатам которого участники получают рекомендации по развитию.

    • Максимальное информирование сотрудников и вовлечение в процесс. И здесь, как уже говорилось чуть выше, необходимо работать, как до разработки, так и после формулирования компетенций.

    Это может происходить в форме рассылок с описанием задач внедрения модели, описанием всех этапов, просьбой предоставления обратной связи и т.д. Конечно, наиболее работающей формой можно считать очные рабочие группы, посвященные разработке и трансляции.

    Уже в ходе этого подготовительного периода (который может быть реализован даже после разработки модели) будет получена обратная связь, выявлены наиболее сопротивляющиеся сотрудники или те, на которых можно опираться во внедрении новшеств.

    • После разработки компетенций необходимо провести первый эпизод оценки с их использованием и показать эффективность внедрения. Этим самым решается задача «пропаганды» новшеств и снятие сопротивления у части сомневающихся (шестой этап модели изменений по Коттеру).
    • Внедрение изменений на регулярной основе, закрепление модели компетенций на уровне регулярного менеджмента.

    Например, одной из частей внедрения компетенций в «быт компании», может стать их использование руководителями во время регулярной обратной связи подчиненным. Оперирование терминологией компетентностного подхода, отсылка к поведенческим индикаторам корпоративной модели формирует понятийное поле, в котором живут сотрудники.

    И это не полный список зон внимания. Для каждой компании они свои. Но все они должны быть направлены на формирование положительной установки к оценке по компетенциям. Понятно, что формирование установки — долгий процесс. Что мы и подразумевали, говоря о возможной длительности проекта. Итак, основные зоны внимания — мотивация, информирование, вовлечение, пропаганда.

    Модель компетенций. Преимущества

    Основными преимуществами наличия корпоративной модели компетенций можно назвать:

    • критерии, применяемые к сотрудникам, отражают специфику бизнеса, деятельности сотрудников и корпоративной культуры компании;
    • компетенции становятся для сотрудников своеобразными маяками, на которые необходимо ориентироваться — задают стандарты поведения, позволяющего быть успешным в данной деятельности;
    • в компании формируется развивающая среда (конечно, при проведении регулярной оценки персонала по компетенциям);
    • упрощается процесс принятия решений (в области карьерного перемещения сотрудников);
    • значительно снижаются затраты на поиск, адаптацию и развитие персонала;
    • упрощается взаимодействие с провайдерами услуг в области оценки и развития персонала.

    «Иметь или не иметь?» — вот в чем вопрос. И его решает каждая компания. А мы, «Лаборатория Деловых Игр» всего лишь помогаем эффективно осуществить задуманное: разработать и внедрить корпоративную модель компетенций, оценить сотрудников и предложить программу их развития.