Угадайте, кто был дизайнером фашистской формы?
Хьюго Босс:)
Мировые бренды - пособники фашистов
Политическую оплошность помог предотвратить некий бдительный гражданин, который пожаловался на то, что ему выдали документы на авто с фашистской аббревиатурой давно несуществующей партии NSB. Министерство транспорта Нидерландов тут же уверило, что ошибка произошла из-за сбоя в компьютерной программе, которая занимается отслеживанием автомобильных знаков, не допуская регистрации номеров машин с некоторыми запрещенными сочетаниями букв. Сейчас все нормальные знаки уже готовы, и владельцы вскоре их получат.
Помимо NSB, в автомобильных номерах не будут использоваться следующие аббревиатуры: KKK (Ку-клукс-клан), PKK (Рабочая партия Курдистана), а также буквенные сочетания, обозначающие любые политические партии, матерные слова и сокращенное название голландского футбольного клуба PSV Eindhoven. Буквенное сочетание Philips Sport Vereniging (PSV) в переводе с нидерландского означает всего-навсего "Спортивный Союз Филипс". 31 августа 1913 года футбольный клуб из голландского города Эйндховен был основан командой сотрудников компании Philips."
Если вы живете в Амстердаме и являетесь страстным болельщиком амстердамского клуба "Аякс", вам, вероятно, будет не очень уютно ездить в авто с номерным знаком PSV", — сказали в пресс-службе министерства.
История с буквами на номерных знаках выглядит еще "цветочками" по сравнению с винегретом из политической корректности и экономической конкуренции.
В 2006 году австрийский журнал Profil выдал сенсацию, мол, всемирно известный бренд HUGO BOSS осквернил свою репутацию во время Второй мировой войны. Одноименная фирма шила не только униформу для солдат и офицеров вермахта, но и для эсэсовцев. Международный трибунал в Нюрнберге признал СС преступной организации, а ее служащие подлежали суду. Кроме того, в журнальной заметке отмечалось, что компания использовала труд заключенных концлагерей. Через год сын Хьюго Босса, Зигфрид, признался, что его отец был членом нацистской партии. "Вся промышленность работала на нацистов", — добавил 83-летний отпрыск основателя империи моды.
Свою швейную мастерскую Хьюго Босс открыл в 1923 году в разгар экономического кризиса. До 1931 года она практически не приносила дохода, пока ушлый малый не вступил в нацистскую партию НСДАП. Спустя два года Босс добился получения государственного заказа на изготовление мундиров для штурмовиков, эсэсовцев, военнослужащих вермахта, а также молодежной организации "Гитлерюгенд". Разработанная им униформа заслуженно считается лучшей за всю историю военной формы. После войны Босса как пособника нацистского режима оштрафовали на сумму в 80 000 рейхсмарок. А в 1948 году Хьюго Босс окончательно отошел от дел, передав свое предприятие в руки наследников.
Кроме того, заключенные "лагерей смерти" трудились на многих немецких предприятиях, как Krupp, Siemens, Bayer, на автомобильных заводах Mercedes-Benz, Volkswagen, Porsche, и даже стояли у конвейеров американской компании Ford. По логике вещей, за эксплуатацию труда сотен тысяч узников, этим фирмачам и производимой ими продукции следует объявить бойкот.
И еще. Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу "Семнадцать мгновений весны" режиссера Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член "Имперской ассоциации немецких художников", профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны "зиг" и дизайн холодного оружия для СС. Ателье Хьюго Босса занималась лишь пошивом униформы для партийных бонз и высших чинов СС и люфтваффе. На создание эсэсовской униформы Дибича сподвигла форма прусских "Гусар смерти" (в разговорном немецком языке с 18 в. принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской словом Totenkopfhusaren), чьи мирлитоны украшала эмблема Totenkopf — "мертвая голова". Сочетание черного и белого — это дань уважения геральдическим цветам королевства Пруссия. По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.
Черные мундиры и фуражки для членов СС были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой и полевой. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.
Вы слышали, что Hugo Boss делал форму для СС ? А хотите узнать правду?
СС – сокращенное название немецкого Schutzstaffel – «защитный дивидзион». Элита фашистких войск. Изначально эскадрилья была сформирована для личной защиты Гитлера, но разраслась до руководящей военной организации. И униформа для СС разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе.
Эсэсовцы носили черную форму с бриджами и высокими до колена сапогами, коричневые рубашки с черным галстуком, черные фуражки с кокардой в виде мертвой головы, и знаки различия в виде двух рун Зиг. Но при боевой подготовке выяснилось, что черная форма не пригодна для войны и была введена серая форма СС для боевых действий. Также для операций в Италии и на Балканах отряды СС были одеты в желтую форму. Вся форма постоянно претерпевала изменения и дорабатывалась на протяжении лет войны.
Это многообразие нарядов требовало больших мощностей для производства униформы, а многие предприятия были заняты производством вооружения и не могли производить ничего другого. Так что обеспечение военных нужд было прибыльным делом.
В 1930 г. компания Hugo Boss (Хуго Босс) оказалась на грани банкротства. Хуго, владелец фабрики, решился и вступил в НСДАП (нацистскую партию) и сразу получил заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда. В принципе, выбор вполне предсказуемый. Существовать вне партии было сложно, а члены получали помощь и льготы. Хотя кому-то принципы не позволили сделать такое…
В 1937 г. на Hugo Boss уже работали почти сто человек. С началом Второй мировой войны, его компания была зарегистрирована, как важное военное предприятие и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Действительно, некоторые дизайны формы SS были разработаны в компании Hugo Boss, но не самим Хуго , а профессором Karl Oberf?hrer и дизайнером Diebitschen Walter Kech.
После войны Hugo Boss быстро переключился на изготовление формы для железнодорожников и почтальонов. А в высокую моду марка вышла только в 90х годах. А в это время зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Костюмы претерпели существенный редизайн и изготавливаются из совсем других тканей. Особенно популярны нацистские формы в Японии, где ведут активную деятельность нео-нацистские организации, а молодежь одевается в костюмы нацистов «по приколу». Жаль, что не все думают об этичности своих действий. Хотя нельзя упрекнуть людей в желании выделиться, тем более детей.
И немного треша:
Еще нацистская форма очень популярна у фетишистов, но фото не стала выкладывать по этическим соображениям. А вообще есть и довольно сексуальные образы:) Вам как, фетиш нравится?
Вместо этого дарю вам видео Ann Demeulemeester
До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.
Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.
История формы СС
Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.
Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.
Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.
Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.
Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.
Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:
- парадный;
- повседневный.
Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.
Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:
- красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
- эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
- исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.
В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.
Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».
Изменения к 1939 году
Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.
Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).
При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:
- полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
- парадная белая форма для офицеров;
- шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.
При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.
После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.
Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.
Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.
Форма СС в военное время
Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:
- рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
- рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
- ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
- младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.
Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).
Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).
Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:
- сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
- старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
- старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
- прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
- старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.
Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.
Форма офицерского состава СС
Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.
- лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
- старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
- капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
- майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
- подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.
Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.
По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).
Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:
- полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
- не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.
Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».
Форма у генералитета СС
На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.
Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).
Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:
- генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
- генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
- полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
- генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
- рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.
Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.
Знаки отличия в Гестапо
В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».
Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.
Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.
В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.
Камуфляж
После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:
- чехол на шлем;
- куртку;
- маску для лица.
Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.
Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:
- в горошек;
- под дубовые (eichenlaub);
- пальмовые (palmenmuster);
- платановые листья (platanen).
При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:
- осенний;
- летний (весенний);
- дымный (чёрно-серый горошек);
- зимний;
- «пустынный» и другие.
Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.
Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.
Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как
- ss beringt eichenlaubmuster;
- sseichplatanenmuster;
- ssleibermuster;
- sseichenlaubmuster.
Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.
При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.
О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.
В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.
В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.
Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.
Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.
Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.
Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.
Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.
СС форма сегодня
Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.
Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».
Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:
- печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
- грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.
Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.
Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».
Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.
Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.
Видео
Правда и мифы о знаменитом дизайнере
Дизайнер Хьюго Босс и нацистская форма, пошивом которой занималась его компания
Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером.
Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.
В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие - мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.
Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924-1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.
Нацистская форма, пошивом которой занималась компания *Hugo Boss*
Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.
Карл Дибич - дизайнер черной униформы СС
На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич - немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.
На создание униформы Дибича вдохновила форма прусских *Гусар смерти*
А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов» . Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.
Форма, разработанная Карлом Дибичем
По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.
После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах» , чем признала правомерность выводов историка.
Нам черная униформа СС хорошо знакома по фильму *Семнадцать мгновений весны*
А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение - Nazi chic - нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений - то, что называют «за гранью добра и зла».
В мире моды она считается самой красивой военной формой
Дизайнер и основатель знаменитого бренда Хьюго Босс
История СС (Schutz Staffeln — охранные отряды) начинается в начале 1920-х годов, когда в составе СА (Sturmabteilungen — штурмовые батальоны) сформировалась группа телохранителей Адольфа Гитлера.
К 1929 году СС насчитывали менее 300 человек, но к 1933 году разрослись до 30000 человек. Охранные отряды, находившиеся под командованием Генриха Гиммлера, представляли собой три батальона жандармерии. Именно силами СС Гитлер сумел стать единовластным вождем НСДАП в ходе «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 года…
К началу Второй Мировой войны в 1939 году СС располагали всего несколькими немногочисленными вооруженными отрядами — SS-Verfuegungstruppe.
Военные относились к СС с подозрением, видя в них своего рода жандармов, не способных вести регулярный бой.
Первый опыт войны во Франции, а затем в Советском Союзе
изменили это отношение. В несколько этапов SS-Verfuegungstruppе оказались организованными в структуру, получившую известность как Waffen-SS.
К концу 1943 года войска СС насчитывали уже несколько закаленных в боях механизированных и танковых дивизий. В отличие от первых лет, когда на вооружение войск СС поступали устаревшие или трофейные образцы, теперь Waffеn-SS имели высший приоритет, получая самую современную немецкую военную технику и вооружение.
В «ненордических» частях СС, которые формировались под конец войны, префикс SS- меняли на префикс Waffen-. Например, венгр, который удостоился занимать должность капитана, назывался Waffеn-Hauptsturmfuehrer. Если же формировалась не регулярная дивизия, а иностранный легион, тогда префикс менялся на Legion и звучало это как Lеgion-Hauptsturmfuehrer. Эти модификации званий объяснялись тем. что Генрих Гиммлер был всерьез увлечен теорией расового превосходства, поэтому не желал, чтобы неарийцы носили сакральные руны СС. Для иностранцев также полагались петлицы особого образца, без рун. Унтер-офицеры, начиная с роттенфюрера СС, носили на рукаве шеврон из алюминиевого или серого шелкового галуна (Tressе), вытканного по треугольному черному основанию. Руническая правая петлица представляла собой ромбический кусок клеенки, обтянутый черным войлоком. По черному полю вышивались руны SS.
Погоны войск СС в целом копировали армейские.
Для офицеров войск СС была предусмотрена фуражка с околышем черного и тульей основного цвета, по верхнему шву тульи и по верху и низу околыша шла суконная выпушка цвета рода войск. Помимо хлопчатобумажного или шерстяного нижнего белья эсэсовцы носили серые шерстяные рубахи, скроенные таким образом, чтобы сохранить тепло и обеспечить наибольшую свободу передвижения. Брюки и китель были не только практичными, но и достаточно элегантными. Оба эти предмета униформы
шили из шерстяной материи с добавлением искусственного волокна (вискоза), что удлиняло срок службы вещей.
Хотя в полевых условиях эсэсовцы носили различные головные уборы, до 1943 года наиболее популярной была пилотка (Feldmutze), очень похожая на пилотки, применявшиеся во многих армиях мира. В 1943 году ввели мягкое кепи (Einheitsfeldmutze), которое прежде носили только горные стрелки. Кепи оказалась намного практичнее пилотки, так как защищала глаза от дождя и от солнца. Имелся тропический вариант кителя, брюк и головного убора, пошитый из облегченной ткани, и хотя войска СС не посылались в Северную Африку, тропическую униформу
одежды широко использовали летом на южном участке Восточного фронта. Однако даже такие шинели оказались «слабоваты» против суровых русских морозов, поэтому осенью 1942 года эсэсовцы получили толстые, с теплой подкладкой парки с капюшоном. У капюшона имелся шнурок, который вместе с поясным ремнем защищал солдат от пронизывающего ветра. Основой для экипировки служила У-образная портупея, черные кожаные ремни которой проходили по груди за плечи и там — на уровне лопаток — соединялись вместе при помощи металлического кольца. Во время маршей эсэсовцы надевали дополнительные ремни, прикреплявшиеся при помощи кнопок на уровне ключиц к передним ремням портупеи, проходившие подмышками и соединявшиеся с D-образными кольцами на задней части портупеи. Котелок в походном положении присоединяли к задней стенке ранца, а камуфляж, одеяло и шинель в скатке обматывали вокруг ранца. Получалось довольно громоздкое сооружение, таскать которое на спине во время боя было совершенно невозможно.
Сначала лопата имела прямое лезвие, в дальнейшем ввели лопатку нового образца с треугольным лезвием, позволявшим использовать лопатку в качестве холодного оружия. Чтобы уравновесить лопату, справа к ремню подвешивалась большая брезентовая сумка для хлеба. Кроме пайка в этой сумке солдаты хранили фуражку и прочие мелкие вещи, не вошедшие в ранец.
Эсэсовцы начали войну, имея на ногах стандартные высокие черные немецкие военные сапоги (Marschstiefel), офицеры СС также носили высокие кавалерийские сапоги (Reitstiefel). В дальнейшем появились более удобные шнурованные ботинки (Schnurschuhe), похожие на те, что прежде уже использовали горные стрелки. Обычно ботинки носили с парусиновыми гетрами. Высокие ботинки давали опору лодыжкам и позволяли солдатам свободно передвигаться по пересеченной местности без опасения вывихнуть ногу.
В самом начале войны, в сентябре 1939 года, личный состав большинства частей СС носил свободные блузы, надеваемые через голову поверх основного кителя. Блузы делали из хлопчатобумажной ткани с добавкой искусственных волокон (вискоза). На первых блузах имелось по два разреза на груди, позволявших солдатам пользоваться нагрудными карманами кителя, однако вскоре выяснилось, что пользоваться карманами все равно невозможно, поэтому разрезы вскоре убрали. Поскольку такую сложную окраску ткани прежде никогда не производили, рецептуру красителей и технику окраски разработали специально. |