Понятие контроля и его основные этапы. Понятие контроля, виды контроля

Контроль — это целенаправленная деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

В ней выделяют два главных направления:

Контроль за выполнением работ, намеченных планами;

Принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.

Виды и формы контроля

Широкий смысл в понятие «контроль в управлении» вкладывается при определении его как проверки соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. В этом случае проявляется функциональное назначение контроля, его возникновение на определенной стадии управленческого процесса.

Контроль можно понимать и как завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий Сопоставить достигнутые результаты с запланированными.

Весьма распространен также взгляд на контроль только как на способ, механизм, обеспечивающий сравнение результатов с поставленными задачами. В этом случае контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными показателями и к принятию в случае необходимости корректирующих мер.

Контроль является основой и способом образования обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

Таким образом, понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

Контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т.е. контроль как деятельность;

Контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

Контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации , непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

В основе контроля за деятельностью организации лежат следующие методические приемы .

1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.).

2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.).

3. Специфические приемы смежных экономических наук (приемы , экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть достаточно простым и своевременным, иметь стратегическую направленность и ориентироваться на результаты. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно управляющими. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным.

Контроль — это функция процесса управления, его важнейшая часть, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля в организации необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность проведения этой управленческой функции.

В их составе выделим главные:

Организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия);

Масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля;

Контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации;

Методы контроля — приемы и способы, с помощью которых будет проводиться контроль.

Среди общих методов контроля выделяют следующие.

1. Метод предварительного контроля, который начинается задолго до начала какого-либо целеустремленного действия. Задача контроля в этом случае заключается в выяснении целесообразности самого действия в целях предупреждения неверных или не обоснованных действий.

2. Метод направляющего контроля, который применяется регулярно и последовательно в течение всего хода операции. В ходе действия происходит непрерывное измерение состояния и поведения объекта контроля. Соответственно меняются и его характеристики. Метод направляющего контроля должен быть достаточно гибким, чтобы подстраиваться к этим изменениям. Если характеристики объекта контроля не соответствуют нормам, процессы, обеспечивающие функционирование и развитие организации, должны корректироваться. В этом проявляется обратная связь, порождаемая направляющим контролем.

3. Метод фильтрующего контроля основан на жестком контроле соответствия объекта определенным параметрам. Применяется по ходу процесса и подобен фильтру, проходя через который действие может быть остановлено или продолжено. Если ход процесса не соответствует установленным нормам контроля, то фильтр его не пропускает до тех пор, пока характеристики объекта контроля не будут приведены в соответствие с установленными требованиями.

4. Метод последующего контроля (метод контроля по результатам) проводится после завершения действия на основе сравнения результата с существующими нормами и предварительными оценочными характеристиками.

Для достижения наибольшей эффективности деятельности организации вышеперечисленные методы необходимо применять комплексно. В настоящее время контрольные процедуры в организации, как правило, ограничиваются последующим контролем. Наиболее же эффективными являются процедуры опережающего (превентивного) контроля, предварительного, направляющего, фильтрующего, внедрению и развитию которых управляющие должны уделять первостепенное внимание.

К наиболее распространенным средствам контроля относятся :

Распорядительные подписи на документах руководителя и (или) главного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;

Внутренние и внешние сверки расчетов;

Встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;

Проверка правильности осуществления документооборота;

Плановые и внезапные инвентаризации имущества и обязательств экономического субъекта в соответствии с установленным порядком;

Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам экономического субъекта. Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Его цель состоит в том, чтобы выявить «слабые места» и ошибочные решения, своевременно исправить их и не допустить повторения. Внутреннему контролю подвергаются все участники — структурные подразделения хозяйствующего субъекта, он охватывает финансово-экономическую и производственную деятельность предприятия в целом.

Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля.

При этом особо важно выделение двух черт, характеризующих задачу контроля:

Характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекту контроля, контролирующих и контролируемых органов различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренний тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект, широта задачи контроля. Задача может быть частной, охватывающей одну проблему или сторону объекта контроля или общей, комплексной. Предметом контроля является состояние и поведение объекта контроля. Основные характеристики состояния и поведения объекта контроля: количественные, качественные, структурные, пространственные, временные.

В зависимости от поставленных задач проводят линейный, функциональный или операционный контроль.

Ревизия и аудит в организации

Наиболее действенной формой контроля является ревизия. Она может проводиться как внутренним аудитором, так и внешней аудиторской компанией и должна содействовать финансово-хозяйственному укреплению организации, выявлению резервов, изучению передового опыта работы организации с целью его распространения.

Предметом ревизии являются: производственная и хозяйственно-финансовая деятельность организации и предприятий, сохранность товарно-материальных ценностей и , состояние первичной документации и учета.

Ревизия проводится путем сплошного или выборочного просмотра первичных документов, учетных регистров, форм отчетности, правильности записей совершения хозяйственных операций. От других форм контроля ревизия отличается регулярностью и определенной периодичностью. Как правило, ревизия проводится один раз в год; для акционерных обществ — перед собранием акционеров. Результаты ревизии свидетельствуют о достоверности (или недостоверности) годовой .

Документальные ревизии классифицируются по ряду признаков:

1. В зависимости от субъектов контроля, т.е. от того, кто проверяет. Они подразделяются на вневедомственные, проводимые органами контроля. Министерства финансов, учреждениями банков и другими органами, и ведомственные, осуществляемые вышестоящими организациями.

2. По времени проведения различаются плановые и внеплановые ревизии. Плановые ревизии проводятся на основании утвержденных годовых планов документальных ревизий, а внеплановые — по требованиям судебно-следственных органов в связи с поступлением сигналов о злоупотреблениях, .

3. По объему охвата проверяемого объекта ревизии подразделяют на полные и частичные. Полные ревизии предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности организации. При частичной ревизии проверяются только ее определенные стороны.

4. По полноте проверки ревизии могут быть сплошными и выборочными. При сплошной — проверяются все первичные документы

Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

Порядок осуществления внутреннего и подготовки отчетности для внутренних целей;

Соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Контрольная среда понимается так же, как общее отношение совета директоров и менеджмента к необходимости осуществления контроля в организации и предпринимаемые в этой связи действия. Контрольная среда позволяет обеспечить необходимую структуру и предпосылки для достижения главных задач системы внутреннего контроля.

Для эффективного функционирования системы внутреннего контроля и анализа необходим качественный уровень формализации деятельности организации. Существенность влияния этого фактора на результаты ее деятельности прямо пропорциональна сложности организационной структуры. В организациях малого и среднего бизнеса регламентирующая деятельность (положения, инструкции и др.) практически отсутствует, что не мешает им активно функционировать, осуществлять контроль и анализ деятельности.

На более крупных предприятиях со сложной организационной структурой создание качественных систем внутреннего контроля без осуществления тотальной формализации деятельности невозможно. Это объясняется большим количеством задач оперативного планирования, наличием нескольких подразделений, деятельность которых необходимо координировать и т.д.

Система внутреннего контроля должна быть экономически оправданной, т.е. затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь из-за ее отсутствия. Если она будет работать эффективно, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита. В заключение необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время проблема эффективно функционирующего внутреннего контроля, несмотря на ее актуальность, остается не в полной мере осмысленной с научных позиций и в плане практической реализации. Важно отметить, что целью предприятия должно являться не создание системы внутреннего контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие ошибок в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять. При этом даже хорошо организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности с точки зрения достижения поставленных целей.

В процессе проведения внутреннего контроля сотрудниками осуществляются следующие аналитические процедуры:

Сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми показателями, которые планировались руководством на отчетный период и указывались в планах (программах деятельности, бизнеспланах, сметах и пр.);

Сопоставление остатков по счетам за различные отчетные периоды;

Сопоставление полученных в отчетном периоде соотношений между различными статьями отчетности с аналогичными соотношениями прошлых периодов;

Сопоставление финансовой и нефинансовой информации, в частности, сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах;

Сопоставление финансовых коэффициентов со среднеотраслевыми значениями;

Проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на прикладные исследования;

Проверка достоверности бухгалтерского учета и отчетности по средствам федерального бюджета, выделенным на прикладные научные исследования и целевые программы;

Проверка целевого расходования средств федерального бюджета, субсидий, средств , а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

Проверка правомерности и эффективности использования средств, выделенных подведомственным организациям на реализацию федеральных целевых программ, ведомственных программ;

Проверка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для .

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с нормативными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Особое место среди занимают коэффициенты текущей ; степени платежеспособности по текущим обязательствам, обеспеченности собственными средствами; восстановления (утраты) платежеспособности. Нормативные значения коэффициентов зависят от отраслевой принадлежности предприятия.

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, орг. структурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положения об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и тд.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

Внутренний аудит как форма внутреннего контроля

Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля — внутренний аудит.

Как правило, он присущ крупным организациям, для которых характерны:

Сложная и разветвленная организационная структура управления;

Наличие большого количества филиалов, предприятий и (или) дочерних компаний;

Разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

Стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий управляющих всех уровней.

В правилах стандарта аудиторской деятельности под внутренним аудитом понимается созданная в экономическом субъекте и определенная его приказами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит направлен на совершенствование деятельности и является независимой оценкой всех : снабжение, производство, логистика, маркетинг, реализация и т.д.

Внутренний аудит помогает корпорации достичь поставленных целей на основе систематизации подхода к оценке бизнес-процессов, контроля и корпоративного управления. При этом внутренние аудиторы должны быть независимыми при сборе информации, т.е. свободны от указаний и запретов руководителей, как головной организации, так и дочерних фирм.

Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести , управленческое консультирование.

Внутренний аудит имеет большое значение, как для головной компании корпорации, так и для дочерних фирм (филиалов). На основании аудиторской проверки:

— головная компания:

— получает своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов (дочерних фирм),

— имеет возможность контролировать, сравнивать кооперировать деятельность филиалов (дочерних фирм);

— филиалы (дочерние фирмы):

— получают представление о своем финансово-экономическом положении в корпорации,

— знакомятся в рамках всей компании с лучшими практиками в работе отдельных подразделений,

— лучше осмысливают хозяйственную, финансовую, корпорации, процедуры и механизмы ее реализации.

Внутренний аудит может быть организован в форме:

Постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой собранием акционеров и подотчетной ему;

В форме специального внутреннего контрольно-аналитического подразделения, подотчетного непосредственно руководителю корпорации;

Договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита.

К компетенции внутреннего аудита организации относятся:

За работой организации;

Проверка функционирования системы производства по экономическим показателям;

Анализ работы системы управления производством и реализацией;

Оценка платежеспособности, ликвидности, и деловой активности организации;

Виды контроля:

1-предварительный – осуществляется до начала работ. Основные средства осуществления контроля – реализация определенной политики, процедур, правил и линий поведения. Тщательный анализ деловых и профессиональных навыков и отбор наиболее подготовленых и квалиффикационных людей. Контроль материальных ресурсов – выработка стандартов допустимых уровней качества и проведение проверок поступающих материалов. Важным средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет.

2-текущий – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Проводится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Контроль не проводится одновременно с выполнением самой работы, а базируется на изменении фактических результатов после проведения работы.

3-заключительный – осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное время.

Функции контроля:

Контроль дает информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

Способствует мотивации.

Этапы контроля :

1. выработка стандартов и критериев – демонстрирует насколько слиты функции контроля и планирование.

Стандарты – определенные цели, которые поддаются измерению и основываются на процессе планирования.

2. сопоставление с ними реальных результатов – сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

3. принятие необходимых корректных действий – менеджер должен выбрать одну из 3х линий поведения: ничего не предпринимать, устранять отклонения, пересмотреть стандарты.

Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

1.Планирование . С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2.Организация . Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3.Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4.Контроль . Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Процесс управления проблемами охватывает пять последовательных шагов, а именно:

(1) идентификацию проблем, на которые организации следует обратить особое внимание;

(2) анализ и определение пределов каждой проблемы с точки зрения ее воздействия на местные группы общественности;

(3) выявление и демонстрацию альтернативных вариантов стратегии;

(4) реализацию программы действий, нацеленной на распространение позиций организации и влияние на восприятие проблемы;

(5) оценку результатов выполнения программы с точки зрения достижения цели организации.

В развернутом виде процесс управления проблемами содержит следующие элементы :

* Предвидение проблем.

* Селективная идентификация проблем. Организация в состоянии одновременно заниматься разрешением лишь нескольких проблем. Поэтому, чтобы эффективно осуществлять управление проблемами, в центре внимания все время нужно держать от 5 до 10 конкретных приоритетных проблем, особенно тех, которые являются жизненно важными для организации.

* Внимание к сильным и слабым местам. Большинство предполагаемых заранее проблем, с одной стороны, предоставляют организации шансы для своего укрепления, использования резервов, а с другой, - содержат угрозы.

* Планирование в направлении "извне вовнутрь". Внешняя среда, а не внутренняя стратегия обусловливает селекцию приоритетных проблем.

* Ориентация на получение пользы. Несмотря на то, что многие люди расценивают управление проблемами как ожидание кризиса, однако настоящей его целью должна быть защита организации от воздействия внешних факторов и усиление ее деловой активности за счет нейтрализации факторов, представляющих угрозу тем преимуществам, которыми она располагает.

* Составление графика действий. Общий процесс управления проблемами, предусматривающий идентификацию и упорядочение возникающих проблем, точно так же должен предлагать и общую политику, программы и график разрешения этих проблем. Действие - ключ к процессу эффективного управления проблемами.

* Поддержка со стороны руководства

Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 39).

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.

Рис. 39. Основные концепции контроля

Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Эффективно организованный контроль прежде всего ориен­тирован на решение как стратегических задач, так и оперативных вопросов. Такой контроль предусматривает:

· соответствие делу. Нет смысла в контроле, если его инстру­ментарий не дает возможности адекватно отражать, анализиро­вать, сопоставлять фактическое состояние дела с желаемым и не­обходимым состоянием;

· своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректиру­ющие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел);

· стратегический характер. Целесообразно контролировать достижение стратегических, а не промежуточных целей;

· ориентация на результат. Важно проконтролировать резуль­тат выполнения работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подго­товленного сотрудником, а не качество зачинки им карандашей на его рабочем месте;

· гибкость. Необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющей­ся ситуации. Если непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным;

· простота. Усложненные процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управлен­ческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколь­ко ключевых показателей, но делать это систематически и эф­фективно;

· экономичность. Затраты на контроль должны быть соизмери­мы с другими видами затрат. Контроль не должен становиться аб­солютно доминирующей функцией управления.

Контроль в системе государственной службы Российской Фе­дерации решает три важнейшие задачи.

Первая - соблюдение законов и других нормативных актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и общест­венного устройства, своевременное обнаружение отклонений от заданных органами государственной власти правил и процедур, а в случае необходимости - корректировки.

Вторая - повышение персональной ответственности должно­стных лиц и эффективности государственного управления. Она охватывает и численность государственных органов, их взаимо­действие и противодействие бюрократизации государственного аппарата.

Третья - эффективное использование системы делопроизвод­ства, обеспечение отлаженности, целесообразности и точности прохождения документов по адресам и исполнителям.

Успешное решение этих задач имеет далеко идущие послед­ствия прежде всего для борьбы с коррупцией в органах государ­ственной власти, а также для того, чтобы на деле соблюдалась за­конность в собственной административной деятельности. Кроме того, внутренние методы контроля деятельности государствен­ных служащих (чиновников) вносят в нее элементы саморегуля­ции внутри бюрократических структур, которая выражается в корпоративной ответственности, самодисциплине и открытос­ти.

Методы контроля.

К таким методам контроля относятся методы: предварительного контро­ля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последую­щего контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; методы текущего, в том чис­ле метод направляющего контроля (в течение всего хода деятель­ности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля, приурочены к определенной дате в ходе хозяйственной опера­ции; метод последующего (заключительного) контроля - после за­вершения операции.

Предварительный контроль начинается задолго до начала ка­ких-либо целеустремленных действий. Его задача - выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или необо­снованных решений. Например, при контроле человеческих ре­сурсов анализируются деловые качества, профессиональные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в про­цессе найма и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить те качества людей, которые подлежат коррек­тировке (освоение дополнительных навыков, получение необхо­димых знаний, знакомство с корпоративными ценностями, кор­рекция поведения и пр.).

Одна из разновидностей текущего контроля - направляющий контроль. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом непрерывно измеряется и оценивается состояние и поведение контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустрем­ленного действия. Суть такого контроля - постоянное сопро­вождение, слежение и управление ходом совершаемого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применя­ется в непрерывных технологических процессах и крупных тех­нических системах. Менее широко этот метод применяется в управлении хозяйственными организациями, поскольку явля­ется сложным и дорогим. Магистральный выход - использование компьютерных технологий в управлении организациями.

Например, в подчинении у «Газпрома» находится свыше двух сотен крупных предприятий. Понятно, что непрерывное наблю­дение за состоянием хода дел на подчиненных предприятиях и оказание в случае необходимости корректирующего воздействия было бы весьма желательным, но на деле это довольно сложно как с организационной, так и с технической точки зрения.

Еще одна разновидность текущего контроля - фильтрующий контроль . В отличие от направляющего он не сопровождает целе­устремленное действие от начала до конца. При прохождении че­рез «фильтр» контроля действие может быть остановлено или про­должено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.

Например, важные договоры, заключенные между правительствами, под­лежат проверке и ратификации законодательными органами, вступая в силу только после того, как законодательные органы пропустят их через соответ­ствующий «фильтр». Пища, приготовленная, например, в пионерских лаге­рях, домах отдыха, санаториях также проходит такую проверку, осуществляе­мую врачом. Кассиры, выдающие заработную плату в больших организациях, перед выдачей денег должны проверять документы, удостоверяющие лич­ность получателя. Контролер отдела технического контроля этим же методом отделяет годную продукцию от бракованной. Руководитель предприятия, прежде чем поставить свою подпись под приказом, проверяет его содержание с точки зрения соответствия установленным требованиям.

Направляющий и фильтрующий контроль - разновидности текущего контроля.

Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом контроля могут быть как общие социально-экономические результаты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие воздействия осуществляются при этом по ходу реализации проекта. Текущий контроль является средством осуществления обратной связи. Обратная связь - важный элемент управления во многих, в том числе как в социальных, так и в технических, систе­мах. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управле­ния на нижние.

Последующий или заключительный контроль , или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на ос­нове сравнения ее результатов и других характеристик с суще­ствующими нормами контроля. Этот вид контроля, во-первых, да­ет руководителю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших труд­ностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полученный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощрении. За­ключительный контроль позволяет также выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом. Примером такого метода контроля является ревизия использования трудовых ресурсов и фондов за­работной платы, денежных средств, финансовых результатов и рентабельности работы предприятия за прошлый месяц, квартал, год. Проверка оценок в дневнике школьника родителями также является примером последующего контроля. Поговорка «цыплят по осени считают» довольно точно отражает смысл последующе­го контроля.

Все методы контроля могут быть необходимы, чтобы контро­лировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию. Наибольшие возможности для управления производ­ством открываются при использовании метода направляющего контроля, поскольку он проводится задолго до получения какого-либо результата. Этот метод контроля позволяет превращать конт­роль в нормальную, позитивную и эффективную деятельность и в наибольшей мере отражает современный подход к развитию контроля, о котором говорилось выше, поскольку использование этого метода контроля обеспечивает возможность превратить за­думанные цели в действительные результаты.

Если направляющий контроль проводится эффективно, то необходимость в фильтрующем контроле отпадает. Если же направляющий контроль ведется неправильно или может быть слишком дорогим, тогда целесообразно использовать фильтрую­щий контроль.

Метод последующего контроля позволяет руководителю или любому человеку приобрести нужный опыт и данные для плани­рования, если деятельность, проводимая в предыдущий период, продолжается и в будущем.

На основе рассмотренных четырех основных методов контро­ля в дальнейшем используются конкретные методы измерения, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Существует множество признаков, оснований классификации видов контроля, например, сфера и объекты контроля, типы и методы, задачи, время осуществления, применяемые формы и др.

Осуществление функции «Контроль» в менеджменте предназначено для предупреждения возможных отклонений от намеченных планов. Контроль выступает в качестве многозначного термина, поэтому, необходимо отметить, что применяя его в теории менеджмента, имеют в виду организационный или, как ещё называют, управленческий контроль. Специфика контроля как управленческой функции заключается в том, что он представляет собой систему обратной связи, позволяющую корректировать действия организации, которая по тем или иным причинам отклонилась от первоначального курса.

Контроль (организационный/управленческий контроль) - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть.

В роли субъекта контроля (или его инициатора) выступает контролирующее звено. В зависимости от ситуации в качестве такого звена могут выступать: учредители (собственники) организации; акционеры; топ-менеджеры; линейные руководители различного уровня; специализированное подразделение организации или специально выделенный работник, государственные органы, общественные организации (например, профсоюзы), а также межгосударственные органы и международные организации .

Объект контроля - это сама организация, внутри которой контролю подвергаются происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы (подразделения организации, её филиалы, отдельные работники) .

Предметом контроля могут стать технические характеристики, количество и качество продукции, служебные документы, настроение и поведение людей, степень удовлетворённости работой, информационные и финансовые потоки и т.д. .

В системе управления контроль выполняет функции, представленные в табл. 5.1.

Широкий спектр функций контроля в управлении организацией обуславливает разнообразие его видов, основная часть которых классифицирована в табл. 5.2.

Таблица 5.1

Основные функции контроля в системе управления организацией

Функция
контроля

Проверочная

установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений

Информационная

сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта

Диагностическая

изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов

Прогностическая

создаёт основу для предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров

Коммуникационная

обеспечивает установление и поддержание обратной связи

Ориентирующая

указывает, на что нужно обращать особое внимание

Стимулирующая

по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание

Корректирующая

на основе полученных результатов, состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них

Защитная

способствует сохранности ресурсов

Составлено по: .

Таблица 5.2

Основные виды контроля в системе управления организацией

Виды
контроля

В зависимости от соотнесения времени с исполняемым управленческим решением

Предварительный

осуществляется до фактического начала работ и используется применительно к трем видам ресурсов: человеческим, материальным и финансовым. В области человеческих ресурсов этот контроль проводится при приеме людей на работу и при перемещении работающих на новые должности.

Контроль осуществляется посредством анализа профессиональных знаний и практических навыков, а также деловых и личностных качеств работников на предмет их соответствия предъявляемым требованиям. Для того чтобы обеспечить производство качественными материальными ресурсами (материалами, полуфабрикатами, оборудованием и др.), на промышленных предприятиях проводится их обязательный предварительный контроль. Он состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих ресурсов этим стандартам. Контролируется также уровень запасов материальных ресурсов, чтобы не допустить остановки производства из-за их отсутствия. Основным средством такого контроля финансовых ресурсов является составление и использование бюджета - документа, устанавливающего баланс и распределение доходов и расходов

осуществляется непосредственно в процессе проведения работ. Контролирующей инстанцией является руководитель, а объектами контроля - его подчиненные. Контроль заключается в регулярной проверке работы подчиненных с выявлением отклонений от намеченных планов и инструкций, обсуждении возникающих проблем и путей их преодоления. В системе текущего контроля активно функционируют как прямая информационная связь (данные, поступающие от объектов контроля к руководителю), так и обратная связь (данные, поступающие от руководителя к объектам контроля)

Заключительный

проводится после того, как работа выполнена; либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении заранее установленного периода времени фактические результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль выполняет две основные функции: дает руководителю информацию, необходимую для правильного планирования аналогичных работ в будущем (чтобы избежать ошибок, допускавшихся ранее); позволяет получить данные для обеспечения надлежащей мотивации к труду (фактические результаты труда в сравнении с требуемыми)

По объёму вопросов, охватываемых контролем,
и его масштабу в управлении организацией

охватывает все основные направления, линии, участки деятельности (объём контроля) одного (организации, подразделения работника) или одновременно нескольких (масштаб контроля) объектов

Специальный

по субъекту контроля, он затрагивает лишь одно направление, какую-либо линию или сторону организации (подразделения, работника); специальный контроль также могут осуществлять соответствующие подразделения аппарата управления (кадровое, финансовое и т. д.)

Самоконтроль

нацелен на собственную деятельность субъекта управления; является непременным условием эффективной деятельности работника

В зависимости от того, входят ли субъекты контроля
в состав контролируемой системы или нет

Внешний (вневедомственный)

осуществляют представители вышестоящей организации - материнской компании, управляющей структуры холдинга и т.д., а также государственных контролирующих органов, общественных организаций, международных структур

Внутренний (внутриведомственный)

осуществляют должностные лица, которым контрольные полномочия определены по должности или делегированы соответствующими субъектами управления (руководители предприятий и филиалов, руководители и работники подразделений, для которых контроль - служебная обязанность)

По направленности контроля

Стратегический

направлен на решение соответствующих задач организации и непосредственно связан со стратегическим планированием и управлением, предполагает оценку и регулирование деятельности организации с позиции выполнения долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой.

Тактический (или административный)

призван обеспечивать систематическое слежение за выполнением текущих задач, программ, планов.

Оперативный

осуществляется с периодичностью, характерной для оперативного планирования, в большинстве случаев ежедневно. Его задача - непрерывное обеспечение выполнения плановых заданий.

По виду деятельности

Финансовый

выступает в форме бюджетного контроля, анализа рентабельности, анализа относительных показателей деятельности, анализа использования инвестиций и т. д.

Производственный

включает в себя контроль последовательности выполнения операций, контроль загрузки мощностей (распределения работ), контроль выполнения производственных графиков и т.д.

Маркетинговый

базируется на анализе возможностей сбыта, доли рынка, соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и т. д.

По предмету: контроль технологии, организации процессов, условий труда, информации, документационных потоков и т.д.

По стадии жизненного цикла объекта: контроль при подготовке объекта к функционированию, вводе его в эксплуатацию, свёртывании деятельности объекта и т. д.

С учётом стадии производственного процесса: входной контроль, операционный, готовой продукции, транспортирования продукции или её хранения и т. д.

Составлено по: .

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент (рис. 13.8).

Рис. 13.8. Основные концепции контроля

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса.

Проверка (ревизия) - контроль лицами, не зависящими от процесса.

Контроль можно также классифицировать:

По принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Процесс контроля и выбор варианта форм контроля

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля "Controlling" или частные проверки);

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления);

3. Планирование проверки:

а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных.

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его веса.

7. Документирование решения.

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы (рис. 13.9).

Рис. 13.9. Основные составляющие критерия для решения о контроле

13.13. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле

Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего в разрезе года. Это оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так и вспомогательной деятельности (табл. 13.3).

Таблица 13.3

Пример ситуации контроля

Ключевой результат Планируемый результат Полученный результат Измеритель Оценка и выводы
1. Коммерческая деятельность:
Рентабельность +2 % от нынешнего уровня прибыли на весь капитал рост 3 % Прибыль на весь капитал Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок
Контролируемая доля рынка 25 % внутреннего рынка 33 % внутреннего рынка Доля в % Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт
Административные расходы 10 % экономии 3 % экономии Расходы по бухгалтерской отчетности Цель не достигнута. Разобраться в причинах и факторах
2. Вспомогательная деятельность:
Производительность труда Увеличить на 20 % число операций при том же персонале Рост на 15 % при сокращении численности персонала на 3 % Число выполненных операций Цель почти достигнута. Продолжить выполнение мероприятий
Мотивация персонала Значительно большее желание работать, внутреннее стремление к перемещениям Заметно повышение Анализ по принципу "Мне кажется" Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения
Имидж фирмы Популяризация имиджа Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией Число ссылок в газетах;анализ по принципу "Мне кажется" Наблюдается активизация. Продолжить мероприятия. Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант - агрессивность и вялость. Таким образом, объекты контроля целесообразно классифицировать в соответствии с рис. 13.10.