Современное российское законодательство о некоммерческих организациях. Федеральный закон о некоммерческих организациях Федеральный закон 7 о некоммерческих организациях

Нормативное регулирование деятельности некоммерческих организаций в России базируется на положениях Конституции РФ и носит комплексный характер. Федеральное законодательство о НКО включает три уровня: 1) Гражданский кодекс РФ, закрепляющий правовой статус НКО как юридических лиц, определяющий их возможные формы и устанавливающий основы их участия в имущественном обороте; 2) Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который предусматривает особенности гражданско-правового положения НКО, в том числе их формы, виды и типы; варианты их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления; порядок осуществления контроля за их деятельностью; 3) специальные законы и иные правовые акты, более детально регламентирующие правовой статус НКО отдельных категорий, в том числе с учетом направлений и сфер их деятельности. Принципы взаимосвязи и соотношения актов указанных уровней применительно к НКО конкретных форм и видов неодинаковы, что обусловлено существенными различиями в целях их создания, принципах деятельности и выполняемых функциях. Отдельные аспекты деятельности НКО, главным образом в публичных сферах, регламентируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Основополагающим в системе источников правового регулирования деятельности НКО является Гражданский кодекс РФ, нормы которого определяют правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте. Данный документ закрепляет понятие некоммерческих юридических лиц, устанавливая присущие им признаки. Некоммерческими признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Нормами данного Кодекса устанавливается общий правовой статус НКО, обладающих правами юридических лиц, регламентируется их гражданская правоспособность, принципы внутреннего устройства и управления, регулируются вопросы их возникновения и прекращения. Причем многие правила имеют общий характер и применяются ко всем юридическим лицам независимо от целей их создания. Так, в связи с разграничением юридических лиц на корпоративные и унитарные унифицированы отдельные положения о корпорациях, которые в равной степени касаются коммерческих и некоммерческих организаций с соответствующим устройством, в частности о правах и обязанностях участников корпорации (ст. 65 2 ГК РФ), управлении в корпоративных организациях (ст. 65 3 ГК РФ). При этом целесообразность и обоснованность закрепления в Гражданском кодексе РФ единых правил, распространяющихся на все юридические лица с любыми целями деятельности, в доктрине однозначной оценки не получили в связи с фактической неприменимостью ряда этих общих норм к НКО .

Гражданский кодекс РФ определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица: 1) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы); 2) общественные организации (включая политические партии, профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления); 3) общественные движения; 4) ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты); 5) товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья); 6) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 7) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; 8) фонды (включая общественные и благотворительные); 9) учреждения (государственные, муниципальные и частные, в том числе общественные); 10) автономные некоммерческие организации; 11) религиозные организации; 12) публично-правовые компании; 13) адвокатские палаты; 14) адвокатские образования; 15) государственные корпорации; 16) нотариальные палаты (п. 3 ст. 50). Данный перечень является исчерпывающим, однако процесс его регулярного обновления посредством включения новых организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц 1 свидетельствует о том, что он имеет дальнейшую тенденцию к расширению и пока не может быть признан окончательным .

Кроме того, Гражданский кодекс РФ содержит нормы, закрепляющие основные особенности большинства организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, учитывая специфику целей и принципов их деятельности. Так, помимо определения формообразующих признаков каждой НКО Гражданский кодекс РФ для потребительского кооператива предусматривает дополнительные требования к содержанию его устава и наименованию, устанавливает возможные варианты преобразования кооператива, возлагает на его членов обязанность по внесению дополнительных взносов и определяет последствия ее неисполнения (ст. 123 2 -123 3); для общественных организаций - минимальное число учредителей, требования к содержанию устава, права и обязанности участников (членов), особенности управления в организации (ст. 123 4 -123 7); для ассоциаций (союзов) - требования к числу учредителей и содержанию устава, особенности управления в ассоциации (союзе), особые права и обязанности члена ассоциации (союза) (ст. 123 8 -123 11); для товариществ собственников недвижимости - требования к содержанию устава, особенности имущественного режима и управления в товариществе (ст. 123 12 -123 14); для общин коренных малочисленных народов Российской Федерации - права членов на получение части имущества общины и допустимые варианты ее преобразования (ст. 123 17); для фондов - требования к содержанию устава и порядок его изменения, особенности имущественного режима и управления фондом, основания и порядок его ликвидации (ст. 123 17 -123 20); для учреждений - права учреждений и их учредителей на имущество, специальные правила об ответственности по обязательствам учреждений с учетом их видов и типов (ст. 123 21 -123 23); для автономных НКО - требования к уставу, права учредителей и возможность изменения их состава, особенности управления организацией (ст. 123 24 -123 25); для религиозных организаций - требования к уставу и учредителям, особенности имущественного режима (ст. 123 26 -123 28).

Следует отметить, что нормы Гражданского кодекса РФ допускают закрепление специфики статуса НКО в иных актах. В соответствии с п. 4 ст. 49 особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных форм, видов и типов, а также созданных для осуществления деятельности в определенных сферах помимо Гражданского кодекса РФ могут определяться другими законами и иными правовыми актами.

По общему правилу нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Однако при регламентации некоммерческих юридических лиц, имеющих отдельные правовые формы, или при регулировании некоторых аспектов их участия в имущественном обороте Гражданский кодекс РФ признает приоритетными нормы специальных актов по сравнению с закрепленными в нем положениями. В частности, правила Гражданского кодекса РФ о НКО применяются к общественным движениям, казачьим обществам, общинам коренных малочисленных народов, религиозным организациям, если иное не предусмотрено законами о соответствующих образованиях (п. 2 ст. 123 7-1 , п. 3 ст. 123 15 , п. 4 ст. 123 16 , п. 2 ст. 123 26 ГК РФ). Тем самым признается возможное наличие специфики их внутреннего устройства, принципов деятельности, условий участия в гражданском обороте.

Аналогичным образом положения Кодекса применяются к некоммерческим юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, лишь постольку, поскольку иное не предусмотрено законом о соответствующем юридическом лице (п. 5 ст. 49). Прежде всего это касается государственных корпораций, которые создаются и действуют на основании специальных законов 1 . Принятие федерального закона может служить основой для возникновения публично-правовых компаний , а также фондов , создаваемых государством для конкретных целей и, как следствие, обладающих индивидуальным статусом, отличным от статуса иных НКО, имеющих форму фонда.

В соответствии с п. 6 ст. 50 ГК РФ к отношениям по осуществлению НКО своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила Гражданского кодекса РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Второй уровень в системе законодательства о НКО составляет Закон о некоммерческих организациях. Он является основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность некоммерческих организаций. Этот документ имеет комплексный характер и содержит нормы различной отраслевой принадлежности, определяющие особенности гражданско-правового положения НКО отдельных форм, видов и типов, устанавливающие порядок поддержки НКО, регулирующие осуществление контроля за их деятельностью.

Закон о некоммерческих организациях применяется по отношению ко всем НКО, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, если иное не установлено этим Законом и иными законами. В частности, он не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, публично-правовые компании. Отдельные его положения не применяются к религиозным организациям, государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям и созданным ими НКО, объединениям работодателей, торгово-промышленным палатам (п. 3-7 ст. 1 Закона). Ограничение сферы действия этого Закона во многом объясняется спецификой указанных организаций, требующей дифференцированного подхода к правовой регламентации их статуса.

Закон закрепляет общее понятие НКО и указывает их возможные цели создания, регламентирует их правовое положение как юридических лиц, устанавливает допустимые для НКО правовые формы и определяет их специфику. Также им регламентируется порядок создания некоммерческих организаций, закрепляются особенности их государственной регистрации в качестве юридических лиц и основания отказа в регистрации, определяются требования к кругу лиц, способных выступить учредителями (участниками, членами) НКО в целом и их отдельных видов, определяются особенности реорганизации и ликвидации НКО. Нормы Закона регулируют отдельные вопросы деятельности НКО, устанавливают общий порядок и источники формирования их имущества, закрепляют особенности управления НКО как юридическим лицом.

Кроме того, Закон о некоммерческих организациях содержит положения, определяющие возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и местного самоуправления, а также направленные на обеспечение контроля за деятельностью НКО, включая выполняющих функции иностранного агента . Законом устанавливаются порядок и сроки представления организацией отчетов об осуществляемой деятельности, расходовании имущества и др., основания и порядок проведения проверок НКО, а также возможные последствия допущенных организацией нарушений законодательства. Особо регламентируются условия и порядок признания НКО социально ориентированными, формы их поддержки, полномочия органов публичной власти по решению вопросов, связанных с такой поддержкой. Также определяются основания и порядок признания социально ориентированных НКО исполнителями общественно полезных услуг.

Следует отметить, что нормы Закона о некоммерческих организациях, направленные на регламентацию гражданско-правового статуса некоммерческих юридических лиц, базируются на положениях ГК РФ и призваны развивать и детализировать закрепленные им правила. Однако при обновлении норм гл. 4 ГК РФ о юридических лицах изменения в Закон не вносились. В результате он содержит большое количество устаревших, не соответствующих Кодексу и требующих пересмотра положений, в том числе в части круга возможных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Работа по обновлению положений Закона в настоящее время ведется Министерством юстиции РФ . В основу подготовленного им законопроекта положена идея, согласно которой гражданско-правовой статус НКО уже в достаточной степени урегулирован Гражданским кодексом РФ и излишнее дублирование норм в Законе, даже при условии приведения их в соответствие с Кодексом, создает опасность возможных противоречий и разночтений. По этой причине планируется исключить из Закона ряд положений, характеризующих элементы гражданско- правового статуса НКО отдельных форм. Предполагается, что в Законе сохранятся нормы, определяющие особенности государственной регистрации и контроля за деятельностью НКО, использования некоммерческими организациями средств индивидуализации, прекращения их деятельности, а также предусматривающие возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и местного самоуправления. При этом следует обратить внимание на то, что нормы Закона о некоммерческих организациях после внесения изменений будут распространяться лишь на определенные НКО: ассоциации (союзы); казачьи общества; общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; адвокатские палаты; адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами; нотариальные палаты; фонды; частные учреждения; автономные НКО; религиозные организации. В отношении общественных организаций и движений он будет применяться в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ и другими законами.

Третий уровень в системе федерального законодательства о НКО составляют специальные законы о некоммерческих организациях отдельных форм и видов, закрепляющие особенности их правового положения, а также принятые для их развития и детализации иные правовые акты. К этой группе также следует отнести законы, в целом имеющие иную направленность, но затрагивающие отдельные аспекты правового статуса некоторых НКО или определяющие особенности их участия в конкретных сферах общественных отношений.

Значительное число специальных законов принято в целях регламентации правового статуса потребительских кооперативов. Необходимость этого обусловлена использованием различных способов для достижения кооперативами своих целей, состоящих в удовлетворении материальных и иных потребностей членов. Законами, как правило, устанавливаются особенности порядка создания и прекращения деятельности потребительских кооперативов, регулируются особые отношения, возникающие в связи с членством в кооперативах и управлением в них, определяются источники и порядок формирования имущества кооперативов, его последующего использования и расходования.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, действуют в соответствии с разд. V ЖК РФ. Особенности правового положения жилищных накопительных кооперативов, также имеющих целью обеспечение потребностей членов кооператива в жилых помещениях, закреплены в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 215-Ф «О жилищных накопительных кооперативах» . Кредитные потребительские кооперативы, учреждаемые физическими и (или) юридическими лицами по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения их финансовых потребностей, осуществляют деятельность в соответствии с

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» 1 . Деятельность потребительских кооперативов, создаваемых для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируется Федеральным законом от 5 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» . Правовой статус потребительских кооперативов, учреждаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами, определяется Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» . Общества взаимного страхования, признаваемые разновидностью потребительских кооперативов, осуществляющие страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств, создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» . В юридической литературе отмечается, что подобное количество законов о потребительских кооперативах явно превышает потребности правового регулирования . Однако фактически имеет место дальнейшая тенденция к расширению их числа. В частности, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект федерального закона № 1043216-6 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях» , определяющий особенности правового статуса гаражных потребительских кооперативов.

Отдельные вопросы деятельности потребительских кооперативов, функционирование которых предполагает необходимость специального государственного контроля, в частности в связи с привлечением и последующим использованием денежных средств, регламентируются подзаконными правовыми актами. Так, для кредитных и жилищных накопительных потребительских кооперативов особое значение имеют акты Центрального банка РФ, наделенного полномочиями по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков .

Основным законом, регламентирующим деятельность общественных организаций, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 1 . Его положения распространяются также на НКО некоторых иных форм, создаваемые гражданами в порядке реализации конституционного права на объединение (общественные движения, общественные фонды и др.). Данный Закон регулирует отношения, связанные с созданием, деятельностью, прекращением деятельности общественных объединений в целом, в том числе не обладающих правами юридического лица. Он устанавливает общие принципы построения и деятельности этих объединений, служащих основой для регламентации их гражданско-правового статуса, в числе которых добровольность, равноправие, самоуправление, законность, свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, гласность деятельности и общедоступность информации (ст. 15 Закона). Закон также предполагает возможность детализации статуса общественных объединений, порядка их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации иными нормативными актами - законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 4 Закона). Примерами таких специальных законов являются федеральные законы от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» . Статус национально-культурных автономий, имеющих форму общественных организаций, но обладающих существенной спецификой , определяется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» .

Некоторые акты комплексного характера, имея в качестве основной иную направленность, нежели регламентация общественных организаций, содержат отдельные нормы, влияющие на определение правосубъектности юридических лиц, имеющих соответствующую форму. Они устанавливают круг возможных участников общественных организаций, цели их создания в конкретных сферах, принципы деятельности, источники формирования и варианты расходования имущества исходя из тех функций, которые эти организации призваны выполнять. Например, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации местных, общероссийских спортивных федераций, имеющих форму общественных организаций, определяются Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 1 . Общественные организации пожарной охраны действуют с учетом положений Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» . Общественные организации инвалидов создаются с учетом норм Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

Правовой статус общественных движений в первую очередь регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях». Положения Гражданского кодекса РФ о НКО применяются к ним, только если иное не предусмотрено нормами этого специального Закона (п. 2 ст. 123 7-1 ГК РФ).

Ряд актов регламентирует особенности создания и деятельности ассоциаций (союзов) отдельных видов. В их числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» , Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» , Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» .

Правовое положение товариществ собственников недвижимости определяется нормами разд. VI ЖК РФ и Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Что касается казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, то положения Гражданского кодекса РФ о НКО применяются к ним лишь постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» 1 (п. 3 ст. 123 15 ГК РФ). Вместе с тем согласно ст. 1 данного Закона он определяет правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы и не распространяется на его деятельность, не связанную с такой службой. Тем самым Закон, положения которого признаны приоритетными, в принципе не может регламентировать гражданско-правовой статус казачьего общества, это остается прерогативой Гражданского кодекса РФ. Отношения, возникающие в связи с государственной службой российского казачества, помимо специального закона регулируются комплексом подзаконных актов .

Положения Гражданского кодекса РФ о НКО применяются к общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 123 16 ГК РФ). Следует отметить, что создание подобных образований имеет конституционно-правовые основы (ст. 69 Конституции РФ), причем защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «м» ст. 72 Конституции РФ). Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» , признавший общины одной из возможных форм самоорганизации малочисленных народов, оставил без внимания гражданско-правовой статус этих образований, однако заложил основы для его регламентации, закрепив, что особенности организации и деятельности общин малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 1, 12). Впоследствии Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» урегулировал отдельные аспекты статуса общины как юридического лица, в частности определил порядок создания общины, требования к ее учредителям и членам, права и обязанности членов, структуру и компетенцию органов общины, источники формирования ее имущества, основания и последствия реорганизации и ликвидации общины. Законы, отражающие некоторые особенности организации, деятельности и внутреннего устройства общин, также приняты в ряде субъектов Российской Федерации, где проживают малочисленные народы 1 .

Специальными законами регламентируется правовое положение отдельных фондов, создаваемых государством в публично значимых целях. По сути, эти законы закрепляют их индивидуальный статус (предусматривают особую структуру фондов, специфику их имущественного режима и др.), существенно отличающийся от того, что характерен для юридических лиц, также имеющих форму фонда . В ряде случаев законы устанавливают лишь особенности и изъятия из общих правил Гражданского кодекса РФ применительно к отдельным фондам, обычно касающиеся порядка управления и формирования имущества, в целях обеспечения более эффективного функционирования фондов и исключения возможных злоупотреблений .

Нормативная регламентация учреждений зависит от их вида и типа. Особенности правового положения бюджетных учреждений закрепляются в ст. 161 БК РФ; автономных - в Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» 1 . В ряде случаев нормативное регулирование деятельности учреждений зависит от их целей. Например, особенности статуса автономных и бюджетных учреждений, создаваемых в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством ее финансового обеспечения, установлены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» . Кроме того, приняты специальные законы, закрепляющие специфику конкретных учреждений, как правило федеральных бюджетных, и, по сути, индивидуализирующие их статус исходя из сфер и методов их деятельности. Примером является Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Также действует ряд законов, устанавливающих особенности правового положения автономных некоммерческих образований, создаваемых для реализации определенных публично значимых целей. Так, Национальное агентство развития квалификаций, учредителями которого выступают общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, действует в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» .

Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» , который имеет приоритет над нормами Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 123 26 ГК РФ). Отдельные вопросы формирования имущества религиозных организаций регламентируются Федеральным законом от

30 ноября 2019 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» 1 и иными актами, принятыми в его развитие .

В связи с отсутствием в Гражданском кодексе РФ норм, посвященных публично-правовым компаниям, основным актом, определяющим их гражданско-правовой статус, является Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Данный документ регулирует создание НКО в соответствующей форме, порядок образования и расходования ее имущества, закрепляет особенности управления компанией.

Порядок учреждения и деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов РФ, а также адвокатских образований, создаваемых в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и приобретающих статус юридического лица, определяется законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре (п. 4ст. 123 16-1 , п. 3 ст. 123 16 2 ГК РФ), и прежде всего Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» .

Правовое положение нотариальных палат субъектов Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты, особенности их создания и деятельности определяются законодательством о нотариате (п. 4 ст. 123 16 " ГК РФ), а именно Основами законодательства РФ о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 .

Государственные корпорации создаются Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основании специально принимаемого федерального закона, в связи с чем статус каждой корпорации уникален. Законом определяются направления и принципы деятельности конкретной государственной корпорации, порядок формирования ее имущества и его режим, закрепляется структура органов корпорации и их компетенция и др. В настоящее время действуют федеральные законы от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”», от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”», от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”» 1 , от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» , от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» , от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» .

В системе правового регулирования НКО можно выделить акты, устанавливающие некоторые общие правила для группы организаций, создаваемых в различных формах, но имеющих сходные цели и сферы деятельности. Например, некоммерческие организации (общественные организации, фонды, ассоциации и др.), создаваемые для осуществления благотворительной деятельности, признаются благотворительными. Их статус в соответствующем качестве определяется Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ). Данный Закон не только устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности и определяет возможные формы ее поддержки, но и закрепляет особенности деятельности благотворительных организаций.

На НКО, созданные в форме фонда, автономной НКО, общественной организации или религиозной организации, которые из части своего имущества формируют целевой капитал и передают его в доверительное управление для последующего использования полученных доходов в определенных общественно полезных целях, распространяются единые положения Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и других актов .

Специальной регламентации подвергается также деятельность НКО публичного характера, реализуемая ими за рамками гражданско-правового регулирования. Например, отношения, возникающие в связи с проведением различных публичных мероприятий в целях свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным аспектам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, регулируются Федеральным законом от 19 апреля 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .

Как отмечалось, изменение норм Гражданского кодекса РФ о НКО не сопровождалось обновлением иных федеральных законов, регулирующих деятельность НКО конкретных форм, что привело к несогласованности актов и возникновению дополнительных проблем в сфере правоприменения. Кроме того, Федеральный закон № 7-ФЗ содержит неточность, для понимания которой следует провести анализ соотношения понятий «общественное объединение» и «некоммерческая организация».

Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 7-ФЗ исходят из того, что все НКО являются юридическими лицами, т. е. отождествляют понятия НКО и некоммерческого юридического лица. Между тем другими актами допускается создание и деятельность НКО, не обладающих правами юридического лица. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. В свою очередь, религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Следовательно, такой формы НКО, как религиозное объединение, быть не может. Совершенно справедливо в Кодексе установлено, что только религиозная организация является некоммерческой организацией.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» не все общественные объединения являются некоммерческими организациями, поскольку в нем установлено, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Только в случае регистрации общественных объединений в качестве юридических лиц они становятся НКО.

Таким образом, все общественные объединения являются НКО по сути, но деятельность не всех общественных объединений регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ, и в этом смысле они не могут быть некоммерческими организациями. В некоторых работах их называют некоммерческими формированиями 1 .

Особенностью законодательства о НКО является дифференциация статусов НКО, действующих в одинаковых организационно-правовых формах. В Федеральном законе № 7-ФЗ выделяются виды НКО, которые имеют существенные особенности регулирования. В зависимости от принадлежности к определенному виду в одних случаях НКО обременены дополнительными обязанностями и имеют ограничения в правах, в других случаях они имеют право на приоритетную поддержку органов публичной власти и могут пользоваться налоговыми и иными льготами.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом. Особое регулирование конкретной деятельности отдельных общественных объединений должно быть обосновано конституционно значимыми целями, что не всегда соблюдается в законодательстве.

Самым первым законом, который выделил особую категорию некоммерческих организаций, которые нуждались в поддержке государства, стал Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» . Затем Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» были внесены изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ, в результате которых была введена новая категория НКО - социально ориентированные НКО. Указанные организации занимаются решением социальных проблем, в том числе в сфере благотворительности, образования, спорта и др. Социально ориентированными признаются НКО, созданные в предусмотренных законодательством формах и осуществляющие в соответствии с учредительными документами общественно полезную деятельность.

В ст. 31 1 Федерального закона № 7-ФЗ определен перечень видов деятельности, которая является социально ориентированной 1 . Необходимо отметить, что названный перечень постоянно расширяется.

Кроме того, на практике существует некоторая неопределенность по точному отнесению сферы работы НКО к той или иной указанной в законодательстве социально ориентированной деятельности. Например, появилась законодательная инициатива запретить деятельность военно-патриотических объединений и объединений, ведущих общественную работу по военно-патриотическому воспитанию, финансируемых из иностранных источников, указанных в п. 6 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ. Но в действующем законодательстве отсутствует нормативное определение деятельности, относящейся к военно-патриотической. Анализируя ст. 31 1 Федерального закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод о том, что общественные объединения могут заниматься патриотическим и военно-патриотическим воспитанием -

это две различные сферы деятельности. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» 1 к основным задачам указанных объединений относится широкий перечень деятельности, в который включаются физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни, изучение истории и культуры Отечества и родного края. Таким образом, на практике принятие такой нормы может привести к неоднозначному пониманию положений федерального закона и правовой неопределенности в вопросе о запрете деятельности общественных организаций.

Законодательное определение категории социально ориентированных НКО на определенном этапе способствовало структуризации некоммерческого сектора и выделению тех организаций, которые согласно уставам выполняют общественно полезную деятельность и являются частью гражданского общества. По мнению Общественной палаты РФ, включение НКО в число социально ориентированных происходит явочным порядком: на это имеют право все некоммерческие организации, в уставных документах которых прописано хотя бы одно из направлений деятельности, указанных в Законе о некоммерческих организациях. В итоге понятие социально ориентированной НКО оказалось размыто: в эту категорию попали как те НКО, которые оказывают реальную помощь населению, так и организации, которые не осуществляют никакой социальной работы. Исследование третьего сектора, проведенное Общественной палатой РФ, показало, что реально работающих социально ориентированных НКО в разы меньше, чем получивших такой статус: из 130 тыс. социально ориентированных НКО большинство не реализует социально значимых проектов или вообще существует только на бумаге .

В том числе для решения указанной проблемы в Федеральный закон № 7-ФЗ были внесены изменения и введена новая категория «некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг», которая имеет право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 2 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная НКО, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющаяся НКО, выполняющей функции иностранного агента, и не имеющая задолженностей по налогам и сборам, а также по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Следует отметить, что введение нового, «улучшенного» типа НКО, содействующей исполнению государством социальных функций, в дополнение к уже существующим - не самый эффективный способ выстраивания нормативного регулирования системы НКО.

Нормативная непроработанность введения нового вида НКО очевидна. В новых нормах Федерального закона № 7-ФЗ не содержатся точные критерии отнесения организаций к некоммерческой организации - исполнителю общественно полезных услуг, а не к социально ориентированной организации. Показатель «надлежащего качества» исполнения услуг не установлен, определение степени качества услуг, отнесение их к разряду «надлежащего качества» зависят от усмотрения правоприменителя. В подтверждение этого тезиса можно привести пример формирующейся практики. По данным мониторинга, проведенного Общественной палатой РФ, по состоянию на 18 октября 2015 г. социально ориентированные НКО вошли в реестры поставщиков социальных услуг в 34 субъектах Российской Федерации. Всего в реестры включено 150 социально ориентированных НКО. В большинстве регионов в реестры включены одна-две НКО, а в Республике Башкортостан - 57 (большинство социально ориентированных НКО создано в 2015 г. при поддержке регионального Министерства труда и социальной защиты) 1 .

Введение новой формы общественных объединений, требующих первоочередной поддержки на всех уровнях публичной власти, можно оценить как избыточное с учетом действующей системы законодательных актов, регулирующих оказание государственной и муниципальной помощи общественным объединениям 2 . Для более эффек-

тивной государственной поддержки необходимо более четко определить систему НКО, которые нуждаются в особом статусе.

Наличие проблемы с законодательным регулированием НКО отмечается не только в юридической литературе. В трудах по экономическим проблемам можно встретить вывод о том, что несовершенство правовых норм различной отраслевой направленности, недостаток адекватной их взаимосвязи, утверждение законодательных положений, не учитывающих экономические и социальные принципы функционирования НКО, влекут за собой негативные последствия, отражающиеся на процессах создания НКО, а также их деятельности 1 .

Следует согласиться с негативной оценкой Федерального закона № 7-ФЗ, который объединяет в своем правовом регулировании общественные и государственные структуры, режим и принципы деятельности которых кардинально отличаются друг от друга. Более того, возникает вопрос о целесообразности объединения под единым понятием «некоммерческие организации» столь существенно отличающихся друг от друга форм организаций. Такое искусственное объединение отражается на правовом регулировании НКО.

Общие проблемы законодательного регулирования НКО осложнены реформой гражданского законодательства в указанной сфере, что привело к запутанности, несогласованности федерального законодательства. И без того эклектичная система НКО потеряла четкость и логичную структуру. Требуется упорядочить и согласовать систему законодательства Российской Федерации о НКО, что позволит придать новый импульс развитию сектора НКО в стране.

Законодательное регулирование НКО на территории субъектов Российской Федерации имеет свои особенности. Современная тенденция развития федерализма в России характеризуется направленностью к централизации при унификации законодательства, что нельзя признать положительным явлением. Следует согласиться с мнением Т. Я. Хабриевой о том, что если законодательство субъектов Федерации окажется слишком ограниченным, то это может ослабить их инициативу в развитии своей правовой базы и поставить под сомнение федеративную природу государства 1 .

Законодательная практика в области регулирования НКО идет по пути детального нормирования почти всех правоотношений на уровне федерального законодательства. Это объясняется объективными причинами. В соответствии с Конституцией РФ регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина (в том числе право на объединение в союзы и организации) относится к компетенции Федерации и регламентируется федеральными законами. При этом в совместную компетенцию не входит установление норм о НКО, которые относятся большей частью к гражданскому, гражданско- процессуальному, арбитражно-процессуальному законодательству, поскольку, согласно подп. «о» ст. 71 Конституции РФ, данное законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Трудности, с которыми сталкиваются законодательные органы субъектов Федерации при выделении сфер правового регулирования, относящихся к совместному ведению, как отмечает В. В. Лапаева, хорошо видны на примере регионального законодательства о профессиональных союзах. Как следует из смысла соответствующих конституционно-правовых положений, региональные законы о профсоюзах могут конкретизировать (развивать в плане дополнительной зашиты прав профессиональных союзов и гарантий их реализации) лишь нормы, относящиеся к сфере трудового права. Нормы же гражданского законодательства, определяющие правовое положение профессионального союза как юридического лица в форме НКО, не могут быть подвергнуты каким-либо изменениям и должны полностью соответствовать федеральным законам .

Следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что вопросы организации многих форм НКО (например, деятельности общин малочисленных народов) могут регулироваться региональными нормативными актами. В частности, О. В. Романовская подчеркивает, что закрепление особого правового статуса этих форм обусловлено их публичными функциями . Статус НКО как субъекта гражданско- правовых отношений вторичен по отношению к публично-правовому предназначению. В противном случае принятие региональных законов было бы неправомерным.

Однако такое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов приводит к сужению и нарастающей фрагментарности регионального правового пространства 1 , т. е. изменяются его качественные и количественные характеристики. Отчасти это связано с уже упоминавшимися особенностями конституционного закрепления предметов ведения, частично - с общей тенденцией российского законодательства в целом.

Например, после принятия Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» законы о деятельности религиозных объединений на территории субъекта Российской Федерации действуют только в семи субъектах, а около 20 регионов отменили аналогичные акты и не приняли новых .

Тем не менее субъекты и в этих условиях стараются сохранять важные для них области собственного регулирования. Однако названные факторы существенным образом влияют на объемы и качество правового регулирования НКО в субъектах Российской Федерации.

В современном региональном законодательстве о НКО решаются преимущественно вопросы их государственной поддержки органами власти субъектов Российской Федерации. Этот вывод можно сделать, проанализировав предметы регионального регулирования на примере поддержки общественных объединений, являющихся самыми массовыми формами НКО.

Основой законодательства субъекта Российской Федерации в рассматриваемой сфере являются законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (приняты примерно в 32 субъектах Российской Федерации), о поддержке органами государственной власти субъекта Федерации социально ориентированных некоммерческих общественных организаций (в 54), о добровольных пожарных (в 74), об участии граждан в охране общественного порядка (в 78), о благотворительности и добровольчестве (в 26), о взаимодействии органов государственной власти субъекта Федерации и общественных организаций (в 12), о профессиональных союзах (в 15), о поддержке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (в 17). Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации регулируются вопросы государственной поддержки отдельных видов общественных организаций ветеранов (в 5), инвалидов (в 10), национально-культурных автономий (в 13), казачества (в 33), творческих союзов (в 2) и др.

Проблемы качества региональных актов довольно часто возникают как следствие несовершенства федерального законодательства. Одним из характерных примеров может служить Федеральный закон № 135-ФЗ. В статье данного Закона дан закрытый перечень целей, для достижения которых осуществляется благотворительная деятельность. В ст. 6 указано, что благотворительной организацией признается только та, которая создана для реализации предусмотренных этим Законом целей. Однако в ст. 12 закреплено, что благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также направленную на достижение целей, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ. Из формулировки следует, что это могут быть разные цели. Таким образом, одни положения Федерального закона противоречат другим. Не ясно, каким образом должен действовать законодатель в субъекте Российской Федерации, чтобы не нарушить противоречивые положения Федерального закона.

Следует отметить, что перечень целей благотворительных организаций почти совпадает с перечнем видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, данным в ст. 31" Федерального закона № 7-ФЗ. Запутанность, несогласованность и непредсказуемость федерального законодательства по вопросам оказания поддержки органами власти субъекта Российской Федерации общественным организациям приводит к тому, что сложно понять систему и приоритетность видов деятельности, видов общественных организаций, которым необходимо оказывать помощь.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» государство в лице органов государственной власти субъекта Российской Федерации оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Поддержка может выражаться в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты), в заключении любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений. Такой порядок стал предметом региональных законов о взаимоотношениях или поддержке общественных объединений в регионах.

Многие субъекты Российской Федерации имеют собственные законодательные акты по регулированию деятельности отдельных видов общественных объединений, поэтому они столкнулись с существенной проблемой. Одновременно, согласно нормам ст. 2 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», были приняты законы о поддержке указанных общественных объединений - два вида нормативных актов с очень похожими предметами регулирования. А уже после введения федеральным законодательством такого института, как государственная поддержка социально ориентированных общественных организаций, появился третий вид законов с тем же самым предметом регулирования, с похожими инструментами государственной помощи. Региональному законодателю будет затруднительно включить в указанную систему новый вид получателя государственной помощи: некоммерческую организацию - поставщика социальных услуг.

Некоторые субъекты Российской Федерации по каждому вопросу приняли более одного закона, как, например, в Вологодской области . Таким образом, многие региональные власти приняли несколько разных законов по вопросу регулирования поддержки общественных организаций. Такая практика нарушает доступность, системность, непротиворечивость, стабильность и другие принципы нормативной системы.

Аналогичная ситуация с рядом новых региональных законов о добровольной пожарной охране, притом что почти каждый субъект Российской Федерации имеет законы о пожарной безопасности, реализуя ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» . Очень немногие субъекты Российской Федерации пользуются тем, что это однотипные отношения, и объединяют регулирование пожарной службы, в том числе добровольной, в одном акте. Как удачный пример системного подхода можно указать Закон Ульяновской области от 9 ноября 2010 г. № 181-30 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», Закон Нижегородской области от 26 октября 1995 г. № 16-3 «О пожарной безопасности», в котором объединено регулирование вопросов пожарной охраны, в том числе добровольной.

При объединении близких по содержанию норм в одном нормативном акте не всегда соблюдается принцип единого предмета регулирования. Например, в Законе Республики Башкортостан от 31 октября 1996 г. № 53-з «О поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров» регулируется комплекс вопросов, связанных с указанными клубами, от их строительства и предоставления земельного участка (ст. 7) до направлений и форм деятельности клубов (ст. 15) и обеспечения прав и социальной защиты работников клубов и центров (ст. 18). При этом в ст. 2 установлен предмет регулирования Закона - «отношения, возникающие в связи с осуществлением мер поддержки деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров». Таким образом, реальное содержание Закона (о деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров и их поддержке) выходит за рамки установленного им самим предмета регулирования, это же несоответствие отражается и в названии нормативного акта.

Дублирование норм региональных законов происходит в связи с отсутствием четкого понимания собственной сферы регулирования. Перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которым субъекты Федерации могут оказывать поддержку, закреплен в ст. 31 1 Федерального закона № 7-ФЗ. Перечень вводится не императивной нормой. Это означает, что субъекты Федерации самостоятельно решают, оказывать помощь или нет организациям, осуществляющим определенные виды деятельности. Более того, в соответствии с п. 2 указанной статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться наряду с предусмотренными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Таким образом, субъекту предоставлены широкие возможности по своему усмотрению определять те виды деятельности в рамках указанных в Федеральном законе, которым будет оказана поддержка.

Часть региональных законов полностью переносят федеральный перечень в текст регионального закона. Это не самый оптимальный способ, поскольку перечень меняется, вводятся новые виды такой деятельности, что требует систематического изменения законодательства субъектов Российской Федерации. Но самое главное - в этом перечне «теряются» те виды деятельности, которые субъектом Федерации определены как приоритетные для эффективного развития территории, наиболее важные и востребованные обществом. Из особых видов деятельности, которые закреплены региональными законами, можно отметить следующие: деятельность по организации процедуры медиации, а также осуществлению иных предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» действий 1 ; увековечивание памяти знаменитых земляков, а также иных выдающихся граждан Российской Федерации, жизнь, трудовая, творческая и общественная деятельность которых связана с Республикой Карелия .

Закрепление основных понятий и терминов в региональном законе, как правило, обусловливает дублирование действующих норм, но может стать причиной и некорректной формулировки. В качестве примера можно привести неудачно сформулированное понятие негосударственной НКО в ст. 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля

2005 г. № 7 «О взаимодействии органов государственной власти Республики Дагестан с негосударственными некоммерческими организациями»: определение дословно повторяет п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ, где раскрывается понятие НКО, к которым относятся и государственные организации. Такая важная характеристика, как «негосударственная», выпала из определения регионального Закона.

Некорректные формулировки часто обусловливают несоответствие региональных норм федеральному законодательству. Например, в ст. 18 Закона Оренбургской области от 23 декабря 1996 г. «О профессиональных союзах Оренбургской области, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что работодатель отчисляет денежные средства профсоюзным органам на социально-культурную и иную работу, а также с их согласия - на содержание профактива. И только размер этих отчислений определяется коллективным договором или соглашением. Аналогичную норму содержит ст. 7 Закона Смоленской области от 1 декабря 1999 г. № 59-з «О дополнительных правах и гарантиях деятельности профессиональных союзов в Смоленской области». Полагаем, законодательное закрепление дополнительных обязанностей работодателя в данном случае противоречит федеральному законодательству. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» работодатель имеет право передавать в бесплатное пользование профсоюзам объекты, базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Перечень этих объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением. Кроме того, в ст. 377 ТК РФ указано, что в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу и может производить оплату труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации. Таким образом, федеральное законодательство сформулировало эти нормы как диспозитивные, предполагая, что этот вопрос может быть решен только коллективным договором или соглашением. Однако в указанных региональных законах соответствующие формулировки позволяют толковать эти нормы в качестве обязательных, вне взаимосвязи с соглашениями и коллективными договорами.

Отдельной темой для анализа законодательства субъектов Российской Федерации о НКО является сфера регулирования деятельности религиозных организаций. Пункт 1 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит в том числе из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что субъект Федерации имеет право принимать собственные законы в этой области 1 . Законов субъектов Федерации о свободе совести становится все меньше. Большинство субъектов Федерации, как уже было отмечено выше, отменили свои законодательные акты . Строго говоря, законов, которые регулируют комплекс правоотношений по поводу религиозной свободы, осталось лишь семь, но большинство из них - крайне небольшие по объему. Например, Закон Республики Адыгея от 12 января 1999 г. № 107 «О свободе совести и свободе вероисповедания в Республике Адыгея» является действующим, но из 23 статей сохраняют свое действие шесть, которые полностью повторяют положения федерального законодательства, поэтому сложно признать их необходимость и регулятивную эффективность. Многие из утративших силу законов касались лишь одного вопроса - миссионерской деятельности . Их отмена - закономерное явление, поскольку данный вопрос регулируется на федеральном уровне.

Некоторые региональные законы в рассматриваемой сфере включают положения, которые можно трактовать как противоречащие федеральному законодательству. Например, из текста Закона Республики Дагестан от 16 января 1998 г. № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (далее - Закон Республики Дагестан) не ясна ситуация с деятельностью религиозных групп на территории Дагестана, поскольку они просто не упоминаются в тексте Закона, хотя деятельность религиозных организаций довольно детально регламентируется 1 . В частности, в зависимости от территориальной сферы деятельности создаются местные и централизованные религиозные организации (п. 2 ст. 10 Закона Республики Дагестан). В Республике Дагестан не может быть зарегистрировано более одной централизованной религиозной организации одного вероисповедания и не допускается создание исламской республиканской религиозной организации по национальному принципу (п. 4 ст. 10). В последнем случае употребляется формулировка «республиканская религиозная организация», хотя термин «республиканская» был заменен на «централизованная» во всех статьях (последняя редакция Закона Республики Дагестан от 14 декабря 2015 г.).

Возникают вопросы и к перечню обязанностей религиозной организации, закрепленному ст. 25 Закона Республики Дагестан: представлять по запросу регистрирующего органа решения руководящих органов религиозной организации, допускать представителей регистрирующего органа к проводимым мероприятиям, обеспечивать представителям регистрирующего органа доступ для ознакомления с деятельностью религиозной организации по осуществлению ею своих целей и задач и т. д. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» не установлены обязанности религиозной организации . В соответствии с принятием Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 появилась норма о праве государственных органов в качестве надзора и контроля религиозных организаций направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации.

Не соответствующим нормам федерального законодательства можно признать положение о вакуфном имуществе, которое могут иметь на праве собственности религиозные организации в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Республики Татарстан от 14 июля 1999 г. № 2279 «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон Республики Татарстан). Норма сформулирована следующим образом: «религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество, правовое положение которого регулируется федеральным законодательством». Однако федеральное законодательство не регулирует такой институт, поэтому возникает противоречие. Полагаем, смысл статьи заключался в том, что иметь вакуфное имущество возможно в той мере, в которой это не противоречит нормам федерального законодательства.

Неоднозначно можно понять формулировку ст. 20 Закона Республики Татарстан, которая содержит положение, закрепляющее право религиозных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, открывать помимо специализированной сети предприятий торговли и бытового обслуживания медицинские учреждения с учетом канонических требований. По нашему мнению, законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения не содержит в отношении медицинских услуг определение «канонические требования». Поскольку нет определения, то возникают вопросы об объеме канонических требований, порядке их установления, возможности оказания медицинской помощи лицам, не принадлежащим к указанной конфессии, и т. д.

Похожее право закрепляется в ст. 7 Закона Республики Бурятия от 23 декабря 1997 г. № 610-1 «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия», которой устанавливается право членов религиозных объединений на занятие народной медициной. Кроме того, указанной статьей допускается создание медицинских организаций, находящихся на содержании и попечении религиозных организаций и практикующих методы народной медицины. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, но не религиозное объединение в целом .

На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Многие нормы региональных законов, касающиеся права на объединение, дублируют нормы федеральных законов, содержат правовые неточности и некорректные формулировки, имеют техникоюридические ошибки. Это во многом происходит по причине изъянов самого федерального законодательства и наличия избыточного федерального регулирования. Характерной особенностью этого сегмента регионального законодательства является то, что рассматриваемые законы почти не содержат прямо противоречащих федеральному законодательству норм. Это характерная черта современного регионального законодательства в отличие от предыдущего этапа законотворчества субъектов Российской Федерации. Существует явно выраженная тенденция к количественному и качественному сокращению предметов регулирования по рассматриваемым вопросам. Если оценивать данную сферу регионального законодательства в целом, то соответствующее законодательство в большинстве регионов носит фрагментарный и несистемный характер.

«Сворачивание» регионального законодательного регулирования не связано с тем, что отсутствуют правовые проблемы: они чрезвычайно остры и требуют особого внимания. Очевидна необходимость постоянной поддержки на региональном уровне развития НКО, в том числе общественных, поскольку эффективнее всего это делать именно там, где органы власти ближе всего к проблемам граждан и общества. Полагаем, ситуация с законотворчеством в субъектах Российской Федерации связана с отсутствием четко обозначенного поля деятельности для регионального законодателя.

Отмеченное свидетельствует о наличии существенных недостатков в системе источников правового регулирования деятельности НКО в России. Современный этап реформирования законодательства о НКО в свете изменений Гражданского кодекса РФ затянулся, что обусловливает противоречия как с конституционным законодательством, так и внутри самого гражданского законодательства и, как следствие, неэффективность правоприменительной практики. Для изменения ситуации требуется, на наш взгляд, скорейшая систематизация и унификация всех правовых норм, регулирующих деятельность НКО.

  • Подробнее см.: Андреев В. К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. № 4. С. 4.
  • С момента закрепления данный перечень дополнялся четыре раза, последние изменения внесены Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальнойпалаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2017. № 7.Ст. 1031).
  • Предпринимаются попытки признать товарищества собственников жилья самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц.См. проект федерального закона № 711634-6 «О внесении изменений в часть первуюГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования создания и деятельности товариществ собственников жилья».Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • См., например: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”» // СЗ РФ. 2015. № 29.Ч. I. Ст. 4341; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственнойкорпорации по атомной энергии “Росатом”» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.
  • См. ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2016. № 27. Ч. I. Ст. 4169).
  • См., например: Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 291-ФЗ «О Российскомнаучном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5630; Федеральный закон от 16 октября 2012 г.№ 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5787.
  • Некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента,признается организация, которая участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации и при этом получает денежные средства и иное имуществоот иностранных источников - иностранных государств, их государственных органов,международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключе
  • См. проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон“О некоммерческих организациях” (в части приведения в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации)». Подготовлен Минюстом России, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ не внесен. Доступ из СПС«КонсультантПлюс».
  • СЗРФ. 2005. № 1.4. I.Ct.41.
  • СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.
  • СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
  • СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
  • СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6047.
  • См.: Юридические лица в российском гражданском праве: в 3 т. Т. 2: Виды юридических лиц в российском законодательстве / отв. ред. А. В. Габов. М., 2015. С. 77.
  • Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • См., например: Указание Банка России от 25 июля 2016 г. № 4083-У «О формах,сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащихотчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребитель-
  • ского кооператива» // Вестник Банка России. 2016. № 79; Указание Банка России от24 сентября 2015 г. № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов» // Вестник Банка России. 2016. № 3; УказаниеБанка России от 26 марта 2015 г. № 3608-У «О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности жилищного накопительного кооператива» //Вестник Банка России. 2015. № 40.
  • СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
  • СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  • СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  • О детальном анализе национально-культурной автономии как особого рода общественного объединения см.: Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия вРоссии. М., 2003.
  • 3 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
  • СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
  • СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2717.
  • СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
  • СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
  • СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4741.
  • Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309.
  • СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
  • См., например: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93«О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковыхказачьих обществ» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1081; Постановление Правительства РФот 8 октября 2009 г. № 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» // СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4791.

Российский законодательный акт о некоммерческих организациях (НКО) Дума приняла давно (1995 год), действует он с января следующего года. Но его деятельность протекала незаметно для большинства россиян до момента, когда законодательство не дало ему право выполнять регулирование фондами, которые занимаются капремонтами домов.

7 ФЗ о некоммерческих организациях

Хотя настоящий закон РФ стал «знаменитым» при неоднозначных обстоятельствах, его возможности гораздо шире, чем можно было бы подумать. Данный ФЗ основной источник права во всей сфере НКО. Поэтому его задача определять правовое положение любой такой организации, указывать порядок того, как выполняется создание, реорганизация, ликвидация, управление.

Также он указывает, как формируется имущество любой НКО (то есть, как вносить взнос и тд). Этот федеральный правовой документ со всеми изменениями действует по отношению ко всем организациям, а не только по капитальному ремонту, то есть указаны все особенности религиозных, общественных, других НКО.

Что такое, кто участвует?

Это государственный юридический акт определил, что такое НКО, согласно него — это каждая организация, которая не будет получать прибыль, так же ее не должен иметь какой-либо участник. Это основа, также есть отдельный раздел определяющий компетенцию каждой организации, структуру, как происходит ее формирование. В некоммерческий фонд, ассоциацию, иной НКО могут вступать все желающие, такое право имеет даже иностранный гражданин.

Акт, участники

Учредитель (-и) кроме государственной регистрации обязан утвердить устав, его форма не утвержденная, но должна включать:

  1. Основные положения.
  2. Каждое право, обязанность любого участника.
  3. Положение о том, как происходит вступление людей в НКО.

Отдельный пункт должен свидетельствовать, что главный орган управления — это собрание всех участников. ФИО участников может содержать отдельное дополнение.

Ст 7 ФЗ о некоммерческих организациях по капитальному ремонту

Указанная ст. 7 данного ФЗ не определяет, что такое НКО по капремонту, а рассказывает, чем являются фонды. Так там написано, что любой фонд это не имеющая членства организация, которою учредили люди или юрлица для каких-либо общественно полезных целей, причем взносы вносятся туда исключительно в добровольном порядке. Все, что туда передано является собственностью фонда. То есть о капремонте не одна часть, пункт статьи не вспоминает.

Правовая деятельность: порядок

Правовая система, которую создала Российская Федерация предполагает, что какое-либо лицо (лица) решившее создать НКО должно утвердить устав, где указать виды деятельности, цели, задачи, описать другие важные вопросы, определить состав участников. Юридическая сила такого документа наступит только когда участники решат утвердить устав (голосованием на собрании).

Затем нужно совершить еще одно важное действие стать на государственный учет, после этого НКО полностью выполнит порядок регистрации и может вести деятельность, которая прописана в уставе. Например, если это фонд по капремонту, то собирать взносы, хранить их, использовать по назначению, также НКО может сдавать какой-либо свой объект в аренду (подвал, участок и тд), это касается стен, окон, прочего.

Крупная сделка: как быть?

В данном случае происходит внесение предложения совершить какую-то сделку, согласно положениям об использовании средств, дальше собрание должно утвердить процедуру. То есть передать полномочия, определить все важные моменты. Предусмотренное самоуправление подразумевает, что принимать решение надо голосованием.

Крупная сделка может регламентироваться профильными законами, регламентирующими нужную область права. Например, если это недвижимость, то это может быть Жилищный кодекс и тд. Важно знать, что решение должно быть зафиксировано протоколом собрания, а не на видео, чтобы хранить данный файл, папку, а в подтверждение действий использовать планшет и тд.

ФЗ 7 о некоммерческих организациях действующая редакция

Данный закон часто усовершенствуется, поэтому какие-либо новшества вносятся часто, поэтому перед тем, как использовать закон надо убедиться, что это последний его вариант. Например, предыдущий актуальный был принят в конце 2015 г. (декабрь), начал действовать с начала нового года (январь).

На сегодня в силе версия, которую приняли, утвердили во второй половине весны 2016 г. (апрель, май), а дата ее вступления в силу июнь (ред. от 2.06). А уже июль может принести новую редакцию, то есть, как говорят специалисты ФЗ 7 ФЗ о некоммерческих организациях динамично развивающийся, поэтому надо быть внимательным.

Как исправить в соответствии с изменениями?

Вместе с последними изменениями данного ФЗ часто приходится дорабатывать устав НКО, поэтому вопрос, как исправить актуальный. Но процедура здесь единая на все случаи, то есть любое изменение может быть принято только собранием, об этом свидетельствует соответствующая глава ФЗ. Если этого не сделать, то нововведения будут незаконные. Причем с последствиями, например, наступал страховой случай, а деньги не выплачивались.

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 - 19, 21 - 23, 28 - 30, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 - 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения.

4.2. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 - 1.3 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения.

5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.

7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

5. Некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ

    Решение № 3А-1019/2019 3А-1019/2019~М-715/2019 М-715/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 3А-1019/2019

    Брянский областной суд (Брянская область) - Гражданские и административные

    Или грубого нарушения объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов. Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что собранные по делу доказательства свидетельствуют о грубых нарушениях Региональным отделением приведенных выше норм федеральных законов, то в...

    Решение № 3А-13/2019 3А-13/2019~М-18/2019 М-18/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 3А-13/2019

    Верховный Суд Республики Ингушетия (Республика Ингушетия) - Гражданские и административные

    Проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, ...

    Решение № 2-666/2019 2-666/2019~М-573/2019 М-573/2019 от 17 июля 2019 г. по делу № 2-666/2019

    Заводоуковский районный суд (Тюменская область) - Гражданские и административные

    Должности социального педагога в Территориальном Центре социальной помощи семье и детям... - ... и в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Березка» - 3 месяца. С решением истец не согласна. Считает, что указанные периоды должны быть включены в ее страховой стаж, поскольку она работала в Территориальном Центре социальной помощи семье и...

    Решение № 2А-1117/2019 2А-1117/2019~М-1147/2019 М-1147/2019 от 8 июля 2019 г. по делу № 2А-1117/2019

    Каневской районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Постоянно действующего руководящего органа партнерства указан адрес: 353730, "Б". Руководителем избран Герасименко В.В. - генеральный директор, тел. №. Некоммерческой организацией не были исполнены требования пункта 3 статьи 3 , Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части предоставления в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов...

    Решение от 28 июня 2019 г. по делу № А56-44126/2019

    Некоммерческое партнерство «Межрегиональная ассоциация по проектированию и негосударственной экспертизе» (далее - Партнерство) в соответствии с протоколом правления от 07.02.2014 № 7/6/2. Согласно пунктам 3 . 3 , 3 . 2 Положения о взносах Партнерства, размер ежегодного членского взноса составляет 60 000 руб., при ежемесячной оплате размер членского взноса составляет 5 000 рублей. Членские взносы...

    Решение от 28 июня 2019 г. по делу № А56-44131/2019

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Некоммерческое партнерство «Межрегиональная ассоциация по проектированию и негосударственной экспертизе» (далее - Партнерство) в соответствии с протоколом правления от 10.12.2013 № 10/16/12. Согласно пунктам 3 . 3 , 3 . 2 Положения о взносах Партнерства, размер ежегодного членского взноса составляет 60 000 рублей, при ежемесячной оплате размер членского взноса составляет 5 000 рублей. Членские взносы...

    Решение № 2А-976/2019 2А-976/2019~М-935/2019 М-935/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2А-976/2019

    Фрунзенский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Могут предусматриваться: 1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией; 2) не предусмотренные настоящим Федеральным законом органы управления автономной некоммерческой организацией; 3 ) иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» сделка...

  • ...из ее доверителей с ноября 2017 года является Садыкова Светлана Витальевна, проживающая в. В ходе рассмотрения иска Садыковой С.В. об определении места проживания 3 - х её детей определением Дёмского районного суда г. Уфы РБ назначено психологическое обследование в Центре. Обследование проведено ДД.ММ.ГГГГ в помещении Центра по адресу: г. Уфа, <...>

    Решение № 2-2434/2019 2-2434/2019~М-1793/2019 М-1793/2019 от 25 июня 2019 г. по делу № 2-2434/2019

    Приволжский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном...